- 5 лучших генераторов искусственного интеллекта для написания и переписывания любого контента
- История Красного Бора Татарстан (Новый Пьяный Бор Елабужского уезда) в статьях
- Программа для поиска драйверов на любое устройство
- Как технология OCR снижает нагрузку на офис
- Как операционная система Windows стала такой популярной
- Продвижение товаров на Wildberries с привлечением внешнего трафика
- Простая программа для управления проектами «Планамайзер»
- Жители Красного Бора (Нового Пьяного Бора) до революции
Идентификатор россиянина - вместо номера паспорта |
Создание единого общегосударственного реестра сведений о каждом гражданине страны вышло на новый уровень. В рамках проекта "федерального информационного ресурса" в ближайшее время каждому гражданину России будет присвоен уникальный идентификационный номер. До конца года будут учтены все пожелания и предложения, а с 2019 года начнется апробация. Идентификатор россиянина сведет воедино номер гражданского паспорта, пенсионного и страхового свидетельств и станет по сути ключом к базе данных, сводящей воедино всю доступную государству информацию о гражданах, которая в настоящий момент собирается и хранится на уровне различных ведомств. Как предполагается, выданный номер заменит гражданам остальные документы, что в общем-то логично. Целью нововведения заявлена "унификация" имеющихся данных, обеспечение их "непротиворечивости", а также "укрепление дисциплины" населения при платежах государству. Единая база, в частности, будет отслеживать то, как ведутся отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, а также "налоги, сборы и другие обязательные платежи". В документе не указано явно, но, скорее всего, базе появится информации о воинском учете, а также сведения медицинского характера - группе крови, заболеваниях, инвалидности и так далее. Говорится, что сведения будут предоставлять "налоговые службы, службы социального страхования и пенсионного обеспечения, статистические службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органы внутренних дел, министерства обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, избирательные комиссии", а кроме того - "иные" государственные учреждения. Помимо традиционных реквизитов (паспорт, свидетельство о рождении, ИНН, данные из ПФР и служб занятности) в реестр попадут "идентификаторы сведений об иных видах учета физических лиц", говорится в пояснительной записке без конкретизации. Собранные данные "подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются".
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРАСПОРЯЖЕНИЕ от 4 июля 2017 г. № 1418-р
1. Утвердить прилагаемые: Концепцию формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации; план мероприятий ("дорожную карту") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации. 2. Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации: создать рабочую группу по формированию единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации; обеспечить реализацию Концепции и плана мероприятий ("дорожной карты"), которые утверждены настоящим распоряжением; осуществлять контроль за реализацией плана мероприятий ("дорожной карты"), утвержденного настоящим распоряжением, и представлять ежегодно, до 1 декабря, информацию о ходе его выполнения в Правительство Российской Федерации. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением. 4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 748-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 24, ст. 2414).
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 г. № 1418-р КОНЦЕПЦИЯформирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации
I. Общие положенияКонцепция формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее соответственно - федеральный ресурс о населении, Концепция), разработана в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. №13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и пункта 3.18 плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем от 31 июля 2014 г. № 4970п-П10. В Концепции определяются цель, основные принципы формирования и ведения федерального ресурса о населении, его структура и состав сведений, требования к федеральной государственной информационной системе, в которой обеспечивается формирование и ведение федерального ресурса о населении (далее - информационная система ведения федерального ресурса о населении), в том числе к обеспечению безопасности информации и организации информационного взаимодействия с иными государственными и муниципальными информационными системами, а также порядок формирования федерального ресурса о населении. II. Предпосылки для формирования федерального ресурса о населенииПроводимые в Российской Федерации мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, упрощению процедур взаимодействия граждан и государства при реализации фискальных функций, повышению собираемости налогов и сборов обеспечили:
Поддержание такого уровня налогового администрирования обеспечивается посредством организации информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы с органами юстиции, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими миграционный учет, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, выдачу или замену документов, удостоверяющих личность, с органами опеки и попечительства, а также посредством организации постоянной синхронизации и выверки поступающей информации в целях отнесения ее к конкретному физическому лицу и обеспечения ее достоверности и непротиворечивости. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. №13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" Федеральной налоговой службе переданы функции по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что позволяет налоговым органам осуществлять контроль начисления и уплаты всех видов налогов и сборов физическими лицами, а также обеспечить возможность перехода на расчет сумм налогового платежа на доходы физических лиц налоговыми органами на основе предоставляемых организациями-работодателями сведений о начислении заработной платы. Продолжается активная работа по повышению эффективности налогового администрирования, снижению издержек на поддержание функционирования налоговой системы, повышению качества используемой информации. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" с 2018 года будет обеспечен переход на формирование всех записей актов гражданского состояния в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, что обеспечит унификацию подходов к формированию записей актов гражданского состояния и повысит скорость и качество межведомственного обмена информацией при предоставлении сведений из указанного реестра. В связи с этим совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с указанными фондами возможны только путем создания единого централизованного информационного ресурса, предоставляющего возможность получения полных и достоверных сведений о физическом лице, необходимых в том числе для реализации контрольной функции налоговых органов, путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами. В Российской Федерации можно выделить значительное количество информационных ресурсов, формируемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях осуществления государственных (муниципальных) функций, содержащих сведения о населении, в том числе сведения:
Как правило, указанные ресурсы формируются и ведутся в рамках реализации нормативных правовых актов, изданных для достижения различных целей государственного управления. В этих актах не содержится требований об обязательном использовании общих правил идентификации сведений о физическом лице. В результате в настоящее время однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу зачастую не представляется возможным. При ведении каждого из указанных ресурсов осуществляется повторный сбор от физических лиц персональных данных и их ввод в ресурс с последующей актуализацией на основе сведений, предоставляемых физическими лицами. Это приводит к дополнительным затратам времени для органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан. По мере увеличения объемов транзакций между государством и гражданами становится все более важным использование средств идентификации сведений о физическом лице, позволяющих обеспечить их однозначное соответствие. В условиях перехода на электронное взаимодействие ведение федерального ресурса о населении значительно упростит осуществление государственными органами и органами местного самоуправления регулирующих функций в сфере налогового администрирования и в иных сферах государственного и муниципального управления, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Кроме того, использование федерального ресурса о населении позволит исключить необходимость многократного информирования гражданами органов государственной власти и органов местного самоуправления о наступлении тех или иных событий в своей жизни. Наличие единожды предоставленной гражданами информации в федеральном ресурсе о населении обеспечит возможность реализации государством своих функций в интересах граждан. Мировой опыт свидетельствует, что информационные системы, содержащие сведения о населении, создаются и успешно функционируют во многих развитых и развивающихся странах мира, используются преимущественно в целях обеспечения безопасности, повышения качества и удобства предоставляемых населению государственных услуг, а также в целях эффективного выполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти, в том числе на основе отчета о научно-исследовательской работе "Разработка механизмов однозначной идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости, хранящихся в различных информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления". Как правило, информационные системы, которые содержат сведения о населении или посредством которых ведется регистрационный учет населения, представляют собой комбинацию взаимосвязанных подходов к их построению по централизованному и распределенному принципам. Централизованный ресурс информационных систем, содержащих сведения о населении, предусматривает взаимодействие с информационными системами таких органов власти, как налоговые службы, службы социального страхования и пенсионного обеспечения, статистические службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органы внутренних дел, министерства обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, избирательные комиссии или иные. Официальным органом, отвечающим за формирование и ведение централизованного ресурса информационных систем, содержащих сведения о населении, в международной практике является, как правило, орган исполнительной власти (министерства внутренних дел, юстиции или финансов, национальные управления гражданской регистрации, налоговые службы и другие). Практически все признанные успешными проекты создания информационных систем, содержащих сведения о населении, основаны на использовании уникального идентификационного номера, который присваивается, например, в момент регистрации рождения. Идентификационный номер, как правило, содержит в закодированном виде сведения об индивидуальных признаках конкретного лица (например, дата рождения, место рождения, очередность регистрации в определенный день). Таким образом обеспечивается возможность сопоставления данных о физическом лице в разных информационных системах, что позволяет устранить разрозненность и неточность данных о гражданине. Централизованный ресурс информационных систем, содержащих сведения о населении, может охватывать граждан страны или все население страны, включая иммигрантов, не получивших гражданство, лиц, временно проживающих на ее территории. Основными источниками данных для информационных систем, содержащих сведения о населении, являются службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения. В большинстве стран создание и функционирование информационных систем, содержащих сведения о населении, порядок организации доступа к персональным данным и вопросы использования персональных данных регламентируются в законодательном порядке, требуют принятия специальных и корректировки действующих нормативных правовых актов (особенно в части защиты конфиденциальности персональной информации). Организация доступа к персональным данным населения через информационную систему, содержащую сведения о населении, требует разработки специальных методических и технических стандартов. Зарубежный опыт свидетельствует в пользу необходимости создания единой информационной системы, содержащей сведения о населении, с обеспечением ее информационного взаимодействия с существующими государственными информационными системами. III. Цели и основные принципы формирования и ведения федерального ресурса о населенииЦелью формирования и ведения федерального ресурса о населении является создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость, направленной на совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на персонифицированные счета физических лиц. Законодательством Российской Федерации могут быть определены иные цели ведения или использования федерального ресурса о населении для удовлетворения существующих потребностей общества и государства, в том числе для:
Для обеспечения формирования, ведения и применения федерального ресурса о населении необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:
Разработка методики применения сведений, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, в том числе для целей официального статистического учета.
IV. Структура, состав сведений, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, и порядок доступа к нимФедеральный ресурс о населении представляет собой централизованный информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении Российской Федерации и формируемый посредством информационного взаимодействия с иными федеральными, региональными и муниципальными информационными ресурсами. В целях Концепции под базовыми сведениями о населении Российской Федерации понимается совокупность достоверных и актуальных сведений о населении Российской Федерации, а также идентификаторов сведений о физических лицах, содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах, используемых в рамках реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", позволяющих достичь цели, предусмотренной разделом III Концепции. Для достижения цели, предусмотренной разделом III Концепции, федеральный ресурс о населении должен содержать базовые сведения о следующих физических лицах:
Предусматривается включение в федеральный ресурс о населении следующих базовых сведений о населении Российской Федерации, необходимых для решения основной цели создания федерального ресурса о населении: сведения о физическом лице:
Во избежание возможности нанесения ущерба личности в федеральный ресурс о населении не предусмотрено включение информации о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных убеждениях, принадлежности к профсоюзным объединениям и обществам, состоянии здоровья. Законодательным актом, регламентирующим вопросы формирования федерального ресурса о населении, должны быть определены правила включения в него сведений о мигрантах (в том числе вынужденных переселенцев), временно проживающих на территории Российской Федерации, детях, оставшихся без попечения родителей, гражданах Российской Федерации, рожденных за пределами территории Российской Федерации или не имеющих свидетельства о рождении, гражданах, подлежащих государственной защите (потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства), а также о военнослужащих и об иных специальных категориях населения. Сведения о каждом физическом лице в федеральном ресурсе о населении формируют запись федерального ресурса о населении, которой присваивается уникальный номер. Структура номера записи федерального ресурса о населении должна содержать в закодированном виде информацию об отдельных сведениях, включенных в запись федерального ресурса о населении, например день, месяц и год рождения физического лица, номер записи в федеральном ресурсе о населении и иные сведения. Структура номера записи федерального ресурса о населении должна быть утверждена нормативным правовым актом. Записи федерального ресурса о населении подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае внесения изменений в записи федерального ресурса о населении ранее внесенные в запись сведения сохраняются. Федеральный ресурс о населении формируется и ведется только на основании сведений иных государственных и муниципальных информационных систем. Непосредственное внесение в федеральный ресурс о населении сведений о населении, ранее не учтенных в иных государственных и муниципальных информационных системах, не предусматривается, кроме случаев реализации полномочий федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, а также органов внешней разведки Российской Федерации. Основу федерального ресурса о населении составляют сведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а в части иностранных граждан и лиц без гражданства - также сведения, содержащиеся в информационных системах Министерства внутренних дел Российской Федерации. Остальные сведения поступают в федеральный ресурс о населении из иных специализированных государственных и муниципальных информационных систем, ведение которых осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления и в которых осуществляется регистрация фактов выдачи физическим лицам документов, определяющих их права, обязанности, постановку на учет или наделяющих их статусом (далее специализированные государственные и муниципальные информационные системы). Каждая специализированная государственная и муниципальная информационная система функционирует децентрализованно по отношению к федеральному ресурсу о населении и к иным специализированным государственным и муниципальным информационным системам и обеспечивает хранение впервые сформированных в целях ее ведения персональных данных о населении. В федеральный ресурс о населении включаются актуальные на текущую дату сведения о физическом лице преимущественно без сохранения истории их изменений, хранение которой должно быть предусмотрено в специализированных государственных и муниципальных информационных системах, предоставляющих соответствующие сведения в федеральный ресурс о населении. Обеспечение достоверности сведений требует одновременного с созданием федерального ресурса о населении изменения процедур ведения иных федеральных, региональных и муниципальных реестров и регистров, сведения из которых предусмотрены к передаче в федеральный ресурс о населении. При регистрации фактов выдачи физическим лицам документов, определяющих их права, обязанности, постановку на учет или наделяющих их статусом, может быть осуществлено первоначальное получение для размещения в специализированной государственной и муниципальной информационной системе сведений о физическом лице из федерального ресурса о населении, а также осуществлено включение в специализированные государственные и муниципальные информационные системы сведений о номере записи федерального ресурса о населении. Одновременно должны быть пересмотрены порядки предоставления указанных государственных (муниципальных) услуг в части минимизации числа обращений физического лица в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также сокращения числа требуемых для предоставления указанных услуг документов. При этом в целях исключения утечки данных предусматривается распределенная схема работы с информацией федерального ресурса о населении, а также обеспечение разграничения доступа к специализированным государственным и муниципальным информационным системам, используемым органами государственной власти и местного самоуправления. К информации, содержащейся в федеральном ресурсе о населении, предоставляется доступ:
В целях соблюдения прав граждан совершеннолетнему физическому лицу также должно быть обеспечено предоставление по запросу сведений о случаях обработки его персональных данных в федеральном ресурсе о населении, а также данных, относящихся к его несовершеннолетним детям и лицам, находящимся на его иждивении. Доступ к сведениям федерального реестра о населении в электронном виде предоставляется гражданам посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Указанные сведения могут быть также использованы гражданами при обращении за государственными и муниципальными услугами с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления к персонифицированным сведениям федерального ресурса о населении осуществляется только путем предоставления сведений из федерального ресурса о населении в специализированные государственные и муниципальные информационные системы на основании регламентного обмена информацией или по запросу в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления к федеральному ресурсу о населении через информационную систему ведения федерального ресурса о населении предоставляется только в части обезличенных сведений после прохождения процедуры регистрации, идентификации и аутентификации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. V. Информационное взаимодействие при формировании и ведении федерального ресурса о населенииПод информационным взаимодействием федерального ресурса о населении с иными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в иных информационных системах, а также предоставление в иные информационные системы информации, содержащейся в федеральном ресурсе о населении. Информационное взаимодействие федерального ресурса о населении обеспечивается со следующими государственными и муниципальными информационными системами:
Информация, которая предусмотрена к размещению в федеральном ресурсе о населении, подлежит обязательному предоставлению из иных государственных и муниципальных информационных систем в федеральный ресурс о населении в автоматизированном режиме. При организации взаимодействия федерального ресурса о населении и иных информационных систем используется инфраструктура взаимодействия. Предоставление сведений о конкретном физическом лице из федерального ресурса о населении осуществляется на основании межведомственных запросов, направленных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Правила информационного взаимодействия и требования к информационному взаимодействию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Состав информации, подлежащей межведомственному обмену, должен быть определен законодательным актом, регламентирующим вопросы формирования и ведения федерального ресурса о населении. При обработке запросов, направленных в федеральный ресурс о населении в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе в целях наведения справок судом (судьей), органами прокуратуры, органами дознания или следствия, органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, все такие запросы, а также цели их осуществления должны фиксироваться в федеральном ресурсе о населении. При организации информационного взаимодействия федерального ресурса о населении с иными информационными системами оператором федерального ресурса о населении обеспечивается ведение журналов обмена информацией. VI. Порядок и последовательность формирования и ведения федерального ресурса о населенииВ целях обеспечения достоверности и актуальности сведений о населении, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, предусматривается его поэтапное наполнение, с расширением перечня базовых сведений, включаемых в его состав, по мере обеспечения стабильного информационного взаимодействия информационной системы ведения федерального ресурса о населении с информационными системами, являющимися источниками информации для него. Первоначальное наполнение федерального ресурса о населении будет осуществляться на основе сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, накопленных по завершении процедуры перевода в электронный вид книг записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". Сведения, содержащиеся в записях о рождении в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, будут формировать сведения записи федерального ресурса о населении в отношении физических лиц с последующим указанием дополнительных сведений о физических лицах, содержащихся в иных записях актов гражданского состояния, на основе преемственности и взаимосвязи информации в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Учитывая положительный опыт организации Федеральной налоговой службой информационного взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, расширение перечня информации о физическом лице, включаемой в федеральный ресурс о населении при его первоначальном наполнении, предусматривается осуществить путем размещения в федеральном ресурсе о населении информации, получаемой налоговыми органами из иных информационных систем в рамках организации налогового администрирования. Эти сведения, которые содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, будут получены от органов, осуществляющих миграционный учет, выдачу или замену документов, удостоверяющих личность. После указания в сведениях федерального ресурса о населении информации, полученной от органов, осуществляющих миграционный учет, выдачу или замену документов, удостоверяющих личность, информация о номере записи федерального ресурса о населении передается в соответствующие информационные ресурсы органов, осуществляющих миграционный учет, выдачу или замену документов, удостоверяющих личность, и может использоваться в том числе для организации последующего обмена измененными сведениями. На основании сведений о документе, удостоверяющем личность, и свидетельстве о рождении в части лиц, не достигших возраста 14 лет, сведения федерального ресурса о населении будут взаимосвязаны со сведениями о регистрации застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования, а также с иными сведениями специализированных государственных и муниципальных информационных систем, в которых ведутся иные виды учета сведений о физических лицах, при одновременной передаче в указанные информационные ресурсы информации о соответствующих указанным сведениям номерах записей федерального ресурса о населении. Первоначальное наполнение федерального ресурса о населении в части сведений об иностранных гражданах, проживающих на территории Российской Федерации, будет осуществлено в порядке, аналогичном для сведений о гражданах Российской Федерации, при этом первоисточником информации будут являться сведения государственной информационной системы миграционного учета. Новые записи федерального ресурса о населении будут формироваться в части граждан Российской Федерации на основе сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. В части иностранных граждан - на основе государственной информационной системы миграционного учета в соответствии с порядком первоначального наполнения федерального ресурса о населении. В случае отсутствия сведений о физическом лице в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния приоритетным при внесении указанных сведений в федеральный ресурс о населении является использование сведений, содержащихся в информационных системах Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом для специализированных информационных ресурсов базовые сведения, содержащиеся в федеральном ресурсе о населении, станут первоисточником информации для регистрации (учета) физических лиц или для других юридически значимых действий. Порядок ведения указанных специализированных информационных ресурсов может предусматривать однократность формирования сведений о физическом лице и многократное их последующее использование путем реализации следующей последовательности действий:
Расширение перечня базовых сведений, включаемых в состав федерального ресурса о населении, путем получения сведений о населении из других специализированных информационных ресурсов, должно осуществляться в аналогичном порядке путем первоначального наполнения сведений федерального ресурса о населении, а далее обеспечения его ведения путем изменения в регламентном порядке ранее направленных сведений и передачей новых сведений. При этом базовые сведения о населении в специализированном информационном ресурсе, с которым обеспечивается информационное взаимодействие федерального ресурса о населении, должны формироваться на основании сведений федерального ресурса о населении. В специализированном информационном ресурсе могут также указываться и храниться номера записей федерального ресурса о населении, соответствующие полученным из него сведениям. VII. Обеспечение защиты информации при формировании и ведении федерального ресурса о населенииЗащита информации при формировании и ведении федерального ресурса о населении должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. При формировании и ведении федерального ресурса о населении подлежат обязательному выполнению требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Информационное взаимодействие при формировании, ведении и применении федерального ресурса о населении наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер по защите информации. Эти меры должны предусматривать:
Для соблюдения единых подходов к обеспечению информационной безопасности при формировании и ведении федерального ресурса о населении при создании информационной системы ведения федерального ресурса о населении должна быть образована и организована работа межведомственной комиссии, курирующей вопросы безопасности информации в федеральном ресурсе о населении. Целью обеспечения информационной безопасности информационной системы ведения федерального ресурса о населении является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести ущерб информационной системе ведения федерального ресурса о населении. Информационная безопасность информационной системы ведения федерального ресурса о населении обеспечивается посредством создания подсистемы защиты информации информационной системы ведения федерального ресурса о населении, реализующей многоуровневую систему безопасности и контроля, выполняющую следующие задачи:
При создании информационной системы ведения федерального ресурса о населении обеспечивается применение преимущественно российского программного обеспечения, оборудования и российских криптографических алгоритмов и средств шифрования для организации информационного взаимодействия. При создании и эксплуатации информационной системы ведения федерального ресурса о населении должно быть обеспечено соблюдение установленных нормативными правовыми актами требований по переходу к использованию инфраструктуры взаимодействия по итогам ее формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аттестация информационной системы ведения федерального ресурса о населении проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Цели и перечень органов, осуществляющих применение сведений федерального ресурса о населении, и состав сведений федерального ресурса о населении, предоставляемых в рамках информационного взаимодействия, определяются в законодательстве Российской Федерации. В информационной системе ведения федерального ресурса о населении предусмотрено обязательное обеспечение учета и регистрации всех действий с персональными данными, осуществляемых в федеральном ресурсе о населении. В случае использования сведений федерального ресурса о населении в целях формирования статистической отчетности или иной управленческой отчетности обработка указанных сведений осуществляется обезличенно. VIII. Основные этапы реализации Концепции и управление формированием и ведением федерального ресурса о населенииМеханизм реализации Концепции предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мер, необходимых для повышения эффективности реализации мероприятий и достижения планируемых результатов формирования и ведения федерального ресурса о населении. Механизм формирования и ведения федерального ресурса о населении включает в себя организационную структуру управления процессом, а также этапы и сроки реализации мероприятий по его формированию. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет методологическое и методическое руководство формированием и ведением федерального ресурса о населении, разработку законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы формирования и ведения федерального ресурса о населении, а также создания и развития информационной системы ведения федерального ресурса о населении. Федеральная налоговая служба осуществляет:
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. №365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов” обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при создании и развитии информационной системы ведения федерального ресурса о населении, обеспечивает подключение информационной системы ведения федерального ресурса о населении к инфраструктуре взаимодействия, а также развитие единого портала государственных и муниципальных услуг в части обеспечения доступности гражданам сведений федерального ресурса о населении, развитие единой системы идентификации и аутентификации в части обеспечения информационного взаимодействия с федеральным ресурсом о населении, внесение соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие функционирование инфраструктуры взаимодействия и ее элементов. Органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают развитие информационных систем, содержащих сведения о населении Российской Федерации, операторами которых являются, в целях осуществления обмена информацией с федеральным ресурсом о населении или получения информации из федерального ресурса о населении, а также обеспечивают внесение соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регламентирующие формирование и ведение информационных ресурсов указанных информационных систем. В целях организации взаимодействия органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию информационной системы ведения федерального ресурса о населении ее оператором создается совет конструкторов федерального ресурса о населении, возглавляемый главным конструктором - представителем оператора информационной системы ведения федерального ресурса о населении, в который также входят представители Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, органов и организаций, осуществляющих ведение специализированных государственных и муниципальных информационных систем. Межведомственная комиссия, курирующая вопросы безопасности информации федерального ресурса о населении, должна являться рабочей группой совета конструкторов федерального ресурса о населении. Работы по реализации Концепции предлагается реализовать в 4 этапа:на I этапе (2017 - 2018 годы) предусматривается разработка законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих формирование и ведение федерального ресурса о населении, а также реализация отдельных мероприятий в целях апробации подходов к формированию федерального ресурса о населении и обмену обезличенными сведениями федерального ресурса о населении с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с привлечением организации, на которую возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации; на II этапе (2018 - 2019 годы) предусматривается выполнение работ по проектированию информационной системы ведения федерального ресурса о населении, а также выполнение работ по формированию требований к подсистеме защиты информации информационной системы ведения федерального ресурса о населении, в том числе определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации; на III этапе (2020 - 2022 годы) предусматривается создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении, включая разработку и внедрение подсистемы защиты информации, и ее аттестация по требованиям защиты информации, а также обеспечение первоначального наполнения федерального ресурса о населении и организация информационного взаимодействия информационной системы ведения федерального ресурса о населении с федеральной государственной информационной системой формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и иными специализированными государственными информационными системами, информационное взаимодействие с которыми осуществляется в целях организации налогового администрирования, а также внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядки формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и иных специализированных государственных информационных систем, в части обеспечения их формирования и ведения на основе федерального ресурса о населении; на IV этапе (2023 - 2025 годы) предусматривается развитие информационной системы ведения федерального ресурса о населении в части обеспечения информационного взаимодействия с иными специализированными государственными и муниципальными информационными системами, а также внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты в части обеспечения формирования и ведения указанных специализированных информационных ресурсов и специализированных государственных и муниципальных информационных систем с учетом сведений федерального ресурса о населении. В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается:на II этапе - создание отказоустойчивой информационнотехнологической инфраструктуры для информационной системы ведения федерального ресурса о населении; на III этапе - создание устойчивой к катастрофам информационнотехнологической инфраструктуры для информационной системы ведения федерального ресурса о населении, подключение информационной системы ведения федерального ресурса о населении к инфраструктуре взаимодействия. IX. Оценка социально-экономической эффективности формирования и ведения федерального ресурса о населенииСоздание федерального ресурса о населении позволит обеспечить:
Целевыми показателями формирования и ведения федерального ресурса о населении являются:
Поделиться:
Оставьте свой комментарий!
Похожие статьи: |