- История Красного Бора Татарстан (Новый Пьяный Бор Елабужского уезда) в статьях
- Программа для поиска драйверов на любое устройство
- Как технология OCR снижает нагрузку на офис
- Как настроить локальную сеть через Wi-Fi
- Как операционная система Windows стала такой популярной
- Продвижение товаров на Wildberries с привлечением внешнего трафика
- Простая программа для управления проектами «Планамайзер»
- Жители Красного Бора (Нового Пьяного Бора) до революции
Высшее образование уходит из Вузов в самостоятельное повышение квалификации |
А массовый доступ к электронным ресурсам сделал такую конкуренцию столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис. Более того, средства социальных коммуникаций взяли на себя часть нагрузки на преподавателей: порой продвинутый студент яснее объясняет материал сокурсникам, чем «слабый» преподаватель. Не исключено, что университеты начнут превращаться в своего рода студии по производству электронного обучающего контента, а профессорско-преподавательский состав станет больше похож на актеров, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект(по примеру фальшивых врачей, судей и поваров на отечественном телевидении). Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире). Останутся, конечно, и те, кто работает с учениками лично – но в тех областях знаний, которые не тиражируются, и в тех предметах, где обучают самому сокровенному – умению мыслить. И, скорее всего, это будут не профессиональные преподаватели, а ученые, способные передавать свой опыт мышления. Просто методисты будут работать в съемочных группах. Вузы вынуждены будут трансформироваться до не узнаваемости. В Европе и США можно найти огромные заброшенные территории цехов бывших заводов и фабрик, которые закрылись в кризисные 70е годы. Им на смену пришли небольшие высокотехнологичные предприятия, разместившиеся в лесопарковых зонах пригородов. На них производят те самые комплектующие, которые раньше делались в цехах заводов, только делают их для предприятий всего мира, на высокоинтеллектуальных станках с числовым программным управлением. Крупное производство осталось только там, где продукция сама по себе крупногабаритна. Во всех других случаях гигантизм перестал быть нужным, перестанет быть нужным и в образовании. Но есть еще мины с более мощным зарядом, взрыв от которых изменит всю систему образования. Одна из них: наступающая эпоха знаний. Доля знаний в товарах растет. Уже сегодня в современных средствах коммуникаций стоимость сборки и комплектующих (например, в смартфонах) составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Доля технологий растет даже в добывающих отраслях. Но знания, в отличие от обычных товаров, бесконечно тиражируются. Это не фрукты, которые можно съесть или которые могут испортиться. Они не пропадают и могут свободно передаваться. А это значит, что экономика новой эпохи, будет в основном связана с получением и передачей знаний. То есть с наукой и образованием! Уже сегодня образованием начали заниматься на предприятиях, появились корпоративные университеты. Растет число курсов повышения квалификации, бизнес школ и т.д. Уже сейчас учатся не только школьники и студенты, но и бизнесмены, руководители высшего звена. Участся всю жизнь! Ну и последний аргумент. Есть расхожая точка зрения, что все программы уже написаны, проблемы изучены. Но есть проблема выбора. Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И вряд ли Вузы смогуть стать таким сообществом. В итоге в 21 веке традиционная схема обучения ученик-учитель трансформируется в непрерывный процесс повышения квалификации и обмена опытом между людей со схожими задачами и интересами.
Оставьте свой комментарий!
Похожие статьи: |