Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20241004 240x200 d7cdff19a16e2826d9cff55196912690



Готовится законопроект о приоритете свободного программного обеспечения над проприетарным

Комиссии по развитию стратегических информационных систем при поддержке заместителя председателя Госдумы намерена в конце ноября внести в Государственную Думу РФ законопроект "О приоритете СПО", устанавливающем приоритет для свободного ПО при проведении госзакупок. В случае приобретения проприетарного ПО при наличии альтернативного свободного программного обеспечения, компании, осуществляющие госзакупки, должны будут обосновать необходимость выбора.

Законопроект может коснуться всех организаций, работающих по 223-ФЗ (закон о закупках отдельными видами юрлиц) и 44-ФЗ ( закон о контрактной системе в сфере закупок для госнужд).

Под СПО понимается программное обеспечение, доступное в исходных текстах под свободными лицензиями, допускающими модификацию и распространение изменённых версий. По оценке авторов инициативы, принятие закона позволит сэкономить около 160 млрд рублей в год, повысить бюджетные поступления примерно на 125 млрд рублей в год и создать 300 тысяч новых рабочих мест. Общий экономический эффект оценивается в 500 млрд рублей в год. 

 

Также необходимо отметить, что полезная сама по себе инициатива, на данный момент времени не выглядит логически выверенной, так как в ней легко находятся противоречивые идеи. В частности, ранее, в ГОСТ Р 54593-2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения» указано:

«СПО — ПО, распространяемое на условиях простой (неисключительной) лицензии, которые позволяют пользователю:
- использовать программу для ЭВМ в любых, не запрещенных законом целях
- получать доступ к исходным текстам (кодам) программы как в целях изучения и адаптации, так и в целях переработки программы для ЭВМ; распространять программу (бесплатно или за плату, по своему усмотрению)
- вносить изменения в программу для ЭВМ (перерабатывать) и распространять экземпляры измененной (переработанной) программы с учетом возможных требований наследования лицензии
- в отдельных случаях распространять модифицированную компьютерную программу пользователем на условиях, идентичных тем, на которых ему предоставлена исходная программа».

«Проприетарное (закрытое) ПО: программное обеспечение, распространяемое на условиях простой (неисключительной) или исключительной лицензии, ограничивающей использование программы и/или запрещающей пользователю внесение изменений в программу для ЭВМ (переработку) и/или распространение изменений (переработанной) программы».

В данном контексте, разделение программного обеспечения на "свободное" и "лицензионное" не выглядит логически выверенным.

Также стоит отметить, что собственное определение свободного и лицензионного ПО есть и у Минкомсвязи — в методических рекомендациях для госорганов при предоставлении ими госуслуг в электронном виде. Оно по сути повторяет традиционные международные формулировки.

«Свободная программа — программа для ЭВМ, право использования которой предоставляется на основании свободной лицензии, и исходный текст которой может быть получен любым лицом, владеющим экземпляром (копией) программы,
выраженной в форме объектного кода: безвозмездно, либо без дополнительной платы сверх цены, уплаченной за экземпляр программы, выраженной в форме объектного кода — в случае приобретения такого экземпляра на основании договора купли-продажи или иного возмездного договора, либо по цене, не превышающей суммы расходов, которые необходимо произвести для передачи исходного текста (расходов на оплату почтовых услуг – в случае передачи исходного текста на материальном носителе или иных подобных расходов)».

«Проприетарная программа — программа для ЭВМ, не являющаяся свободной и не являющаяся при этом полусвободной, то есть программой, лицензия на которую позволяет лицензиату использовать программу на условиях, аналогичных условиям свободной лицензии, за исключением использования программы в коммерческих целях».

 

Вместе с тем, надо отметить, что  законопроект вполне согласуется с утвержденным планом импортозамещения программного обеспечения. План подразумевает как предоставление приоритета существующим отечественным программным продуктам при осуществлении госзакупок, так и совместную разработку нового ПО для областей, в которых отсутствуют конкурентоспособные отечественные программные продукты. Среди таких областей отмечены клиентские, серверные и мобильные операционные системы, СУБД, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО, САПР. Курирует коллективную разработку подобных продуктов специально созданная автономная некоммерческая организация.

Согласно плана, до 2020 года долю отечественных систем в данных областях планируется довести до 25-40%, а к 2025 году до 50%. Аналогичные задачи поставлены для специализированных программных систем для промышленности, транспорта, ТЭК, здравоохранения, строительства и финансового сектора. Что касается областей, в которых у отечественных производителей уже имеется хороший задел, то долю отечественного антивирусного ПО и средств защиты планируется довести к 2025 году до 60%, долю ERP, CRM и бизнес-приложений до 75%, а долю отечественных корпоративных интернет-сервисов до 90%. 

 

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии