Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Постановление Правительства РФ "О допуске к управлению транспортными средствами" (проект)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (приложение № 1);

изменения, которые вносятся в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 184; 1998, № 45, ст. 5521; 2000, № 18, ст. 1985;2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 9, ст. 931;              № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899; № 40, ст. 3891; 2005, № 52,                 ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882; 2009, № 2, ст. 233; 2010, № 9, ст. 976; № 20, ст. 2471; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 1, ст. 154; № 30, ст. 4289; № 47, ст. 6505; 2013, № 5, ст.ст. 371, 404; № 24,            ст. 2999; № 29, ст. 3966; № 31, ст. 4218; № 41, ст. 5194;  № 52, ст. 7173).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Установить, что образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений, содержание комплекта экзаменационных задач, квалификационные требования к должностным лицам подразделений  Госавтоинспекции, допущенным к приему экзаменов на право управления транспортными средствами, а также методика проведения экзаменов на право управления транспортными средствами разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Пункт 6 Правил сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего постановления. 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                    Д. Медведев 

 


 

ПРАВИЛА СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ

1. Настоящие Правила сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее – Правила) устанавливают порядок сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами (далее – экзамены) и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Госавтоинспекция).

2. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения.

3. Водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах подтверждают наличие права на управление транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий:

  • категория «A» – мотоциклами;
  • категория «B» – автомобилями (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
  • категория «C» – автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории "C", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория "D" – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • категория «BE» – автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
  • категория «CE» – автомобилями категории «C», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • категория «DE» – автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами;
  • категория «Tm» – трамваями;
  • категория «Tb» – троллейбусами;
  • категория «M» – мопедами и легкими квадрициклами;
  • подкатегория «A1» – мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
  • подкатегория «B1» – трициклами и квадрициклами;
  • подкатегория «C1» – автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории «C1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «D1» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • подкатегория «C1E» – автомобилями подкатегории «C1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
  • подкатегория «D1E» – автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

4. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» − подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» − подкатегории «C1», категории «D» − подкатегории «D1», категории «CE» − подкатегории «C1E», категории «DE» − подкатегории «D1E».

5. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».

6. Прием экзаменов осуществляется сотрудником Госавтоинспекции, на которого в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по приему экзаменов (далее – экзаменатор), достигшим двадцатипятилетнего возраста, и имеющим:

  • высшее образование;
  • водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, на право управления, которыми он принимает экзамен;
  • стаж управления транспортными средствами одной из имеющихся у него категории или подкатегории не менее 5 лет.

7. Экзаменатор, имеющий осуществляющий прием экзаменов на право управления транспортными средствами категории «A» также может принимать экзамены на право управления транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» − подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» − подкатегории «C1», категории «D» − подкатегории «D1», категории «CE» − подкатегории «C1E», категории «DE» − подкатегории «D1E».

Экзаменатор, осуществляющий прием экзаменов на право управления транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, также может принимать экзамены на право управления транспортными средствами категории «M».

8. Экзамены состоят из теоретического экзамена и двух  практических экзаменов.

  • Экзамены сдаются в следующей последовательности:
  • теоретический экзамен;
  • экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
  • экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий (далее – кандидат в водители), не сдавший один из экзаменов, к следующему экзамену не допускается.

В случае отрицательной оценки, полученной на одном из экзаменов, соответствующий повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней. Для лиц, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, соответствующий повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.

9. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 6 месяцев.

Положительная оценка, полученная на экзамене по первоначальным навыкам управления транспортным средством, действительна в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене.

10. Теоретический экзамен принимается с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты.

При проведении теоретического экзамена у кандидата в водители проверяются знания:

  1.  Правил дорожного движения Российской Федерации;
  2.  Основных   положений  по  допуску  транспортных  средств  к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
  3.  законодательства  Российской  Федерации в части, касающейся обеспечения  безопасности  дорожного  движения,  а также уголовной, административной и гражданской ответственности водителей  транспортных средств;
  4.  основ  безопасного  управления транспортным средством;
  5.  порядка оказания первой помощи  лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

11. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством проводится на автодромах, в том числе автоматизированных, или на закрытых площадках, требования к которым установлены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

При проведении экзамена у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории путем выполнения испытательных упражнений:

  1.  остановка и начало движения на подъеме, за исключением случаев приема экзамена на транспортных средствах категорий «М», «А», подкатегорий «А1»;
  2.  маневрирование в ограниченном пространстве;
  3.  движение и маневрирование задним ходом, за исключением случаев приема экзамена на транспортных средствах категорий «М», «А» и подкатегории «А1»;
  4.  торможение   и   остановка   при   движении   на  различных скоростях, включая экстренную остановку;
  5.  проезд регулируемого перекрестка;
  6.  парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  7.  парковка для погрузки/разгрузки на погрузочной эстакаде/платформе, навыки крепления грузов различных типов в соответствии с установленными правилами в случаях приема экзаменов на транспортных средствах категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е»;
  8.  остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  9.  сцепление и расцепление, или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом в случаях приема экзаменов на транспортных средствах категорий «ВЕ», «СЕ», «DE» и подкатегорий «С1Е», «D1E»;
  10.  въезд в бокс задним ходом, за исключением случаев приема экзамена на транспортных средствах категорий «М», «А», подкатегории «А1».

В случаях приема экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «В», «С» или «D», подкатегорий «С1» или «D1» кандидатом в водители выполняются испытательные упражнения  3, 9 и 10 настоящего пункта также на составе транспортных средств, состоящем из тягача – транспортного средства категории «В», «С» или «D», подкатегории «С1» или «D1»,  сцепленного с прицепом.

12. Экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения принимается на испытательных маршрутах, требования к которым установлены приложением № 2 к настоящим Правилам.

13. Практические экзамены принимаются на транспортных средствах, предоставляемых кандидатам в водители Министерством внутренних дел Российской Федерации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами на основании договоров, форма и содержание которых удовлетворяют требованиям законодательства Российской Федерации в области гражданско-правовых отношений.

Указанные транспортные средства должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 3 к настоящим Правилам.

14. Состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, а также требования к указанным техническим средствам, определены в приложении № 4 к настоящим Правилам.

15. Прием практических экзаменов у лиц, имеющих установленные законодательством Российской Федерации медицинские ограничения и (или) медицинские показания к управлению транспортными средствами, осуществляется на транспортных средствах, оборудованных специальными приспособлениями, либо имеющих определенные конструктивные характеристики в соответствии с медицинским предписанием.

По желанию кандидата в водители с нарушениями функции слуха прием экзаменов может осуществляться в присутствии сурдопереводчика.

16. Для получения права на управление транспортными средствами у кандидатов в водители принимаются следующие экзамены:

  • на категории «B», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DЕ» или подкатегории «С1», «D1», «С1Е», «D1Е» – теоретический экзамен, экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения;
  • на категории «Tm» и «Tb» – теоретический экзамен;
  • на категории «А», «М» и подкатегории «А1», «В1» – теоретический экзамен и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
  • для получения права на управление транспортными средствами с механической трансмиссией лицами, имеющими право на управление транспортными средствами той же категории или подкатегории с автоматической трансмиссией, сдается экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории с механической трансмиссией.

17. По заявке организации, осуществляющей образовательную деятельность, при наличии условий для приема теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам вождения в соответствии с методикой проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее – методика проведения экзаменов), допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы данной организации, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Результаты квалификационных экзаменов, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, засчитываются Госавтоинспекцией в качестве результатов теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, при соблюдении следующих условий:

  • квалификационные экзамены проведены в соответствии с методикой проведения экзаменов;
  • квалификационные экзамены проведены с участием экзаменатора;
  • теоретический экзамен проведен с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) для приема теоретического экзамена;
  • экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами проведен на автоматизированном автодроме, который соответствует техническим требованиям, определенным Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Госавтоинспекция каждые шесть месяцев анализирует результаты сдачи квалификационных экзаменов.

Экзаменатор участвует в проведении квалификационных экзаменов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае если по итогам шестимесячной оценки количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза теоретический экзамен и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, составляет более 80 процентов для теоретического экзамена и более 70 процентов для экзамена по первоначальным навыкам управления транспортными средствами от общего количества сдавших соответствующий экзамен.

18. К сдаче экзаменов допускаются лица:

1) имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее – медицинская справка);

2) достигшие возраста:

  • шестнадцать лет – для категории «М» и подкатегории «А1»;
  • восемнадцать лет – для категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1»;
  • двадцать один год – для категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1»;

3) имеющие право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «D» в течение не менее двенадцати месяцев –  для составов транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ», «DE» соответственно;

имеющие право на управление транспортными средствами категорий «C» или «D», либо подкатегорий «C1» или «D1» в течение не менее двенадцати месяцев – для составов транспортных средств подкатегорий «С1Е», «D1E» соответственно;

4) прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

19. Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C».

20. Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

21. Прием экзаменов у лица, постоянно проживающего в Российской Федерации, выдача и обмен ему водительского удостоверения осуществляется в Госавтоинспекции по месту его обращения.

Прием экзаменов у иностранного гражданина (лица без гражданства), временно проживающего либо временно пребывающего на территории Российской Федерации, выдача и обмен ему водительского удостоверения осуществляется в Госавтоинспекции в пределах субъекта Российской Федерации, в котором он временно проживает либо временно пребывает.

22. Заявителем представляются следующие документы:

  1.  заявление;
  2.  паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3.  медицинская справка;
  4.  свидетельство о профессиональном обучении;
  5.  водительское удостоверение (при его наличии);
  6.  письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего лица на сдачу им экзаменов и выдачу ему водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации, – в случае, когда заявителем является лицо в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, за исключением случаев объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или его вступления в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  7.  разрешение на работу или патент, выданные Федеральной миграционной службой, либо трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, – в случаях обмена иностранного национального водительского удостоверения иностранным гражданином (лицом без гражданства), временно проживающим либо временно пребывающим на территории Российской Федерации;
  8.  вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право данного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, – в случае, когда заявителем является законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства.

23. Заявление может быть подано в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).

Заявление в электронном виде должно быть подписано простой электронной подписью заявителя и содержать сведения из документов, указанных в подпунктах 2-5 пункта 22 Правил. Оригиналы документов, указанных в пункте 22 Правил, подлежат предоставлению при личном обращении заявителя в Госавтоинспекцию.

Сведения о документах, подтверждающих уплату заявителем государственной пошлины, запрашиваются Госавтоинспекцией с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Документ об уплате государственной пошлины может быть представлен заявителем самостоятельно.

24. После рассмотрения представленных документов кандидату в водители назначается дата и время сдачи экзаменов.

25. Об отказе в допуске к экзаменам, выдаче или обмене водительского удостоверения Госавтоинспекция обязана в установленном порядке сообщить кандидату в водители в письменной форме с указанием причин отказа.

26. Лицам, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктами 16 и 35 настоящих Правил, выдается соответствующее российское национальное водительское удостоверение.

Кандидатам в водители, указанным в пункте 19 настоящих Правил, российское национальное водительское удостоверение выдается по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

27. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок 10 лет, по истечении которого оно считается недействительным.

Российские национальные водительские удостоверения, выданные до введения в действие настоящих Правил, действительны до истечения указанного в них срока.

28. Международное водительское удостоверение выдается на основании российского национального водительского удостоверения без сдачи экзаменов на срок 3 года, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.

Для получения международного водительского удостоверения в Госавтоинспекцию представляются документы, указанные в подпунктах       1-2 и 6 пункта 22 настоящих Правил, и фотография размером 35х45 мм, выполненная в черно-белом или цветном изображении на матовой бумаге.

29. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, в водительском удостоверении проставляется отметка о предоставлении права на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

30. При выдаче российского национального водительского удостоверения на основании ранее выданного, разрешающие отметки и записи переносятся в новое водительское удостоверение. Ранее выданное российское национальное водительское удостоверение аннулируется.

31. Российское национальное удостоверение (международное водительское удостоверение) считается недействительным (аннулируется):

  1.  по истечении срока его действия;
  2.  при изменении указываемых в водительском удостоверении персональных данных его владельца;
  3.  пришедшее в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, когда сведения, указанные в водительском удостоверении (либо его части) невозможно определить визуально;
  4.  в случае его выдачи на основании документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными);
  5.  при поступлении заявления об его утрате (хищении);
  6.  в случае выдачи нового водительского удостоверения;
  7.  в случае выдачи соответствующего водительского удостоверения лицу, имеющему действительное водительское удостоверение;
  8.  при подтверждении наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

32. Для обмена водительского удостоверения после истечения срока его действия в Госавтоинспекцию представляются документы, указанные в пункте 22 настоящих Правил, за исключением свидетельства о профессиональном обучении.

Для обмена водительского удостоверения в иных случаях, а также выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Госавтоинспекцию представляются документы, указанные в пункте 22 настоящих Правил, за исключением медицинской справки и свидетельства о профессиональном обучении.

33. Действие права на управление транспортными средствами прекращается при наличии медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий или подкатегорий, назначения и конструктивных характеристик.

В случае наличия у водителя транспортного средства ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами производится выдача нового водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий или подкатегорий, разрешенных медицинским заключением.

34. Лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания к управлению транспортным средством, в соответствующей графе водительского удостоверения проставляется отметка об ограничениях, при соблюдении которых они  допускаются к управлению транспортным средством.

Водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.

35. Обмен иностранных национальных водительских удостоверений лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации     производится по результатам сдачи теоретического экзамена, при представлении документов, указанных в подпунктах 1-3, 5-8 пункта 22настоящих Правил, а также заверенной в установленном порядке копии иностранного национального водительского удостоверения.

36. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен иностранного национального водительского удостоверения производится при подтверждении в установленном порядке факта его выдачи компетентными органами иностранного государства.

37. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

38. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.

39. Иностранное национальное водительское удостоверение, на основании которого выдано российское национальное водительское удостоверение, возвращается его владельцу.

40. Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и членам их семей, сотрудникам международных организаций и их представительств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные Министерством иностранных дел Российской Федерации, по их желанию выдаются российские национальные водительские удостоверения при наличии у этих лиц действительных иностранных национальных водительских удостоверений. Выдача российских национальных водительских удостоверений указанным лицам осуществляется без предъявления ими медицинской справки и сдачи экзаменов.

При отсутствии у этих лиц действительных иностранных национальных водительских удостоверений российские национальные водительские удостоверения выдаются им на общих основаниях.

 

Приложение № 1 к Правилам сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений 

 Требования к автодромам и закрытым площадкам для приема экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством

 

1. Прием экзаменов по первоначальным навыкам  управления транспортным средством осуществляется на автодромах, в том числе автоматизированных.

Автодром – закрытая от движения иных транспортных средств и пешеходов площадка, имеющая стационарное оборудование для обучения и (или) приема экзамена по первоначальным навыкам  управления транспортным средством в соответствии со схемами испытательных упражнений.

Автоматизированный автодром – автодром, оборудованный комплексом специальных технических средств и сооружений, предназначенных для обучения и (или) приема практического экзамена по первоначальным навыкам  управления транспортным средством с использованием автоматизированной системы контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители.

Допускается прием экзаменов по первоначальным навыкам  управления транспортным средством на закрытой от движения транспортных средств и пешеходов площадке с использованием съемного оборудования,позволяющего разметить границы для поочередного выполнения испытательных упражнений (далее – закрытая площадка).

2. Автодром (закрытая площадка) должен (должна) иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по его (ее) территории транспортных средств и пешеходов, за исключением транспортных средств, используемых для сдачи экзамена, и лиц, непосредственно задействованных в приеме экзамена.

3. Размеры и оборудование автодрома (закрытой площадки) должны обеспечивать возможность размещения и выполнения испытательных упражненийв зависимости от категории или подкатегории транспортного средства на право управления которым принимается экзамен.

4. Размещение зон испытательных упражнений, технических средств организации дорожного движения на автодроме (закрытой площадке) должно обеспечивать возможность выполнения всего комплекса испытательных упражнений, предусмотренного для соответствующей категории или подкатегории транспортных средств.

5. Участки автодрома (закрытой площадки), предназначенные для движения транспортных средств, должны иметь однородное асфальто- или цементобетонное покрытие.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах          8–16 % включительно. Использование колейной эстакады не допускается.

На участках, предназначенных для движения транспортных средств, должен быть предусмотрен водоотвод с их поверхности. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном не более 100 о/оо.

Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения и быть не менее 0,4[1]. В зоне движения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автодрома (закрытой площадки).

При снижении естественной освещенности до 20 лк должны использоваться наружные осветительные установки. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150[2].

6.  Используемые на автодроме технические средства организации дорожного движения, линии разметки, определяющие границы участков испытательных упражнений, должны соответствовать установленным требованиям[3].

Рекомендуется использовать дорожные знаки I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоры - типа T.1 по ГОСТ Р 52282-2004.

Допускается уменьшение нормированного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта.

8. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими обеспечивать взаимодействие с транспортными средствами, используемыми для приема экзаменов, осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом в автоматизированном режиме.

9. Размеры автоматизированного автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем всех зон испытательных упражнений. При этом должны учитываться габаритные параметры и радиусы поворота используемых для проведения экзаменов транспортных средств, размеры предстартовой и послефинишной зон, зон выполнения испытательных упражнений и участков движения между ними, а также технологических зон для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной системы, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения. 

 

Приложение № 2 к Правилам сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений

Требования к испытательным маршрутам, на которых осуществляется прием экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения

1. Испытательные маршруты, используемые для приема экзамена по управлению транспортным средствомв условиях дорожного движения (далее - маршруты), должны содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением правил дорожного движения.

2. Маршрут должен пролегать по дорогам не менее чем IV категории[4] и обеспечивать возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:

  • проезд регулируемого перекрестка (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  • левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
  • разворот вне перекрестка;
  • проезд железнодорожного переезда (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • перестроение на участке дороги, имеющей две или более полос для движения в одном направлении (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
  • обгон или опережение;
  • движение с максимальной разрешенной скоростью;
  • проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств;
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях.

3. Маршрут должен учитывать особенности выполнения вышеперечисленных действий кандидатом в водители на транспортных средствах различных категорий и подкатегорий.

4. Необходимое количество маршрутов определяется с учетом местных условий, но не менее трех.

5. Маршруты утверждаются соответствующим главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

 

Примечание. Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте.

  

Приложение № 3 к Правилам сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений

 Требования к транспортным средствам, используемым для приема практических экзаменов

 

1. Прием практических экзаменов осуществляется на транспортных средствах соответствующих категорий или подкатегорий при соблюдении следующих минимальных критериев:

  1.  категория «А» - транспортное средство категории «А» без бокового прицепа с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт;
  2.  категория «C» - транспортное средство категории «С» с  разрешенной максимальной массой превышающей 7500 килограммов;
  3.  категория «D» - транспортное средство категории «D», имеющее более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  4.  категория «CE» - состав транспортных средств, состоящий из тягача -  транспортного средства категории «C», требования к которому установлены подпунктом 2 настоящего пункта, сцепленного с  двухосным прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  5.  категория «DЕ» ‑ сочлененный автобус или состав транспортных средств, состоящий из тягача -  транспортного средства категории «D», требования к которому установлены подпунктом 3 настоящего пункта, сцепленного с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

2. Прием практических экзаменов осуществляется на автомототранспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией.

3. Автомобили, на которых принимаются практические экзамены, должны иметь левостороннее расположение рулевого управления.

4. Автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, опознавательным знаком «Учебное транспортное средство»в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения[5], а также средствами аудио-видеорегистрации процесса приема практических экзаменов.

В случае проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на автоматизированном автодроме транспортные средства, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы  соответствующими приборами и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома.

Транспортные средства, используемые при проведении практических экзаменов у лиц,  имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания и (или) медицинские ограничения к управлению транспортными средствами, должны быть оборудованы соответствующим специальным оборудованием, либо иметь определенные конструктивные характеристики, соответствующие медицинским предписаниям.

5. Применение систем активной безопасности автомобиля, контролирующих и поддерживающих в автоматическом режиме избранную водителем дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, либо облегчающих процесс парковки транспортного средства при приеме экзамена не допускается. 

Примечание:

Под транспортным средством с механической трансмиссией понимается транспортное средство, оснащенное механическими органами управления сцеплением, которые задействуются водителем при переключении передач. Транспортные средства, не отвечающие указанному критерию, рассматриваются как транспортные средства с автоматической трансмиссией.

  

Приложение № 4 к Правилам сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений 

Требования  к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители

 

1. Требования к автоматизированной системе (аппаратно-программному комплексу) для приема теоретического экзамена

1.1. Автоматизированная система (аппаратно-программный комплекс[6]) должна (должен) обеспечивать:

  •  проведение в автоматизированном режиме теоретического экзамена на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты;
  • выставление экзаменуемому оценки, полученной по итогам экзамена;
  • хронометраж времени проведения экзамена;
  • формирование и хранение результатов экзамена каждого кандидата в водители;
  • защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению.

1.2. В состав автоматизированной системы (АПК) должны  входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных утвержденного в установленном порядке комплекта экзаменационных задач.

 

2. Требования к средствам аудио-видеорегистрации процесса приема практических экзаменов.

 

2.1. Средства аудио-видеорегистрации процесса приема практических экзаменов устанавливаются на транспортных средствах, используемых для приема практических экзаменов, и применяются при их проведении. 

2.2. Средства аудио-видеорегистрациипроцесса приема практических экзаменов должны обеспечивать в режиме реального времени:

видеозапись дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства;

видеозапись воздействий кандидата в водители и лица, находящегося за дублирующими органами управления транспортным средством, на органы управления транспортным средством;

видеозапись показаний контрольно-измерительных приборов (спидометр, контрольные лампы включения стояночного тормоза и указателей поворотов);

аудиозапись команд и заданий экзаменатора;

сохранение аудио-видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, обеспечивающий её целостность при отключении питания;

защиту от несанкционированного доступа к записанной информации.

 

3. Требования к автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители[7]. 

3.1. Автоматизированная система может применяться при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.

3.2. Автоматизированная система должна обеспечивать:

  • непрерывность процесса приема экзаменапо первоначальным навыкам управления транспортным средством;
  • прием/передачу и обработку информации, полученной в ходе экзамена;
  • контроль исправности системы;
  • контроль выполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом);
  • хронометраж времени выполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом);
  • формирование и хранение результатов экзамена каждого кандидата в водители;
  • распечатку в письменном виде экзаменационного листа и протокола экзамена.

3.3. При выполнении испытательных упражнений должны контролироваться:

  • пересечение линий разметки (линий фиксации выполнения испытательного задания, линий начала и окончания выполнения испытательных заданий, линий «СТАРТ», «СТОП», «ФИНИШ», стоп-линий, контрольных линий);
  • остановка в заданном месте;
  • переключение передач механической трансмиссии;
  • скорость движения;
  • включение/выключение сигналов поворота и аварийной сигнализации;
  • использование ремня безопасности.

3.4. Автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению и данным, а также должна исключать возможность корректировки информации, полученной в ходе экзаменов и их результатов.

 

 


 

 

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ – ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ОКТЯБРЯ 1993 Г. № 1090

1. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

1.1. В пункте 1.2:

в абзаце четырнадцатом исключить слова «кроме мопеда,»;

абзацы  пятнадцатый и шестнадцатый изложить в следующей редакции: 

  • ««Мопед» - двух-, трех- или четырехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: в случае двигателя внутреннего сгорания рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или в случае двигателя другого типа мощностью двигателя более 0,25 кВт и не превышающей 4 кВт.
  • «Мотоцикл» - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, а также трехколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
  • К мотоциклам приравниваются четырехколесные механические транспортные средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств)».

1.2. В пункте 2.1.1:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;»;

в абзаце третьем после слов «транспортное средство,» добавить слова «за исключением мопедов,».

1.3. Абзац третий пункта 2.7 изложить в следующей редакции:

«передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;».

1.4. Абзац пятый пункта 20.4 изложить в следующей редакции:

«мотоциклами без бокового прицепа, мопедами, а также таких мотоциклов, мопедов;».

1.5. В пункте 21.3 после слов «категории» дополнить словами «или подкатегории».

1.6. Пункт 21.4 изложить в следующей редакции:

 «21.4. Обучаемому на автомобиле или мотоцикле должно быть не менее 16 лет.».

1.7. Абзац первый пункта 22.1 изложить в следующей редакции:

«Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими право управления транспортными средствами категории «С» или подкатегории «С1» в течение 3 и более лет.

В случае перевозки более 8 человек, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине,  дополнительно требуется наличие права управления транспортными средствами категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории «D».»

2. В абзаце третьем пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения после слов «транспортным средством данной категории» дополнить словами «или подкатегории».
                                                                  

 


 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации
от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 52, ст. 6396).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от
8 сентября 2000 г. № 670 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 38, ст. 3805).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от
21 ноября 2001 г. № 808 «О внесении изменений и дополнений в Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 48, ст. 4526).

4. Пункт 3 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 106
«О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»(Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 8, ст. 971).

 



[1] ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного  движения»,ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием».

[2]СНиП 2.05.02-85 «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги».

[3] ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

[4]Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767.

[5] Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».

[6] Далее – «АПК»

[7] Далее – «автоматизированная система»

 


Комментарий

В проекте Правил выделяются следующие особенности:

  • усиленные квалификационные требования к экзаменатору (возраст 25 лет и водительский стаж не менее 5 лет, высшее образование, в/у на право управления транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, на право управления которыми он принимает экзамен);
  • экзамены будут состоять из теоретического и двух практических экзаменов;
  • для допуска к экзаменам несовершеннолетних заявителей (в возрасте от 16 до 18 лет) потребуется письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей);
  • кандидат в водители, не сдавший один из экзаменов, к следующему экзамену допускаться не будет;
  • в случае отрицательной оценки, полученной на одном из экзаменов, соответствующий повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней, а для лиц, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, соответствующий повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней;
  • положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна в течение 6 месяцев, а положительная оценка, полученная на экзамене по первоначальным навыкам управления транспортным средством, действительна в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене;
  • лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, в водительском удостоверении будет проставляться отметка о праве на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией;
  • устанавливаются требования к автодромам и закрытым площадкам для приема экзаменов, к испытательным маршрутам, на которых осуществляется прием экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, к транспортным средствам, используемым для приема практических экзаменов (автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы помимо прочего также средствами аудиовидеорегистрации процесса приема практических экзаменов).

Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" предлагается признать утратившим силу.

 

Оставьте свой комментарий!

Комментарии  

 
0 # chobfefopi 15.03.2014 19:19
спасибо, нигде не мог найти!
Ответить
 

Добавить комментарий


Похожие статьи:

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии