Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20240801 240x400 45a4aaf3c31f1b6a539653fa8c30b76b



Контрактная система госзакупок - что изменилось?

госзакупки - что новогоВозвращаясь к ранее поднятой теме об изменениях в законе о госзакупках. Наконец-то принят новый системный закон и будет обновлено все нормативное обеспечение госзаказа.  Системность нового закона, регулирование всех этапов, от планирования до анализа результатов размещения госзаказа по логике разработчиков должна свести злоупотребления к минимуму. Стратегически же - положительный эффект этих норм во многом зависит от качества подзаконных актов, писем и разъяснений. Разумеется, - с учетом времени, которое потребуется на разработку классификаторов, стандартов качества и иных нормативов, сможет проявиться только в будущем. Но даже в таком виде, каким мы видим закон о госзакупках сейчас - у проверяющих органов сейчас появляются новые возможности: они получают полномочия по сквозному контролю всех этапов закупок.

Важно отметить, что в концепции нового закона был заложен принцип сквозного контроля за эффективностью системы и предполагалось создание федерального закупочного регулятора, способного выполнить такую сложную задачу. Но в принятом законе нет никакого регулятора — зато есть набор контролеров, которые все сведут к тотальному контролю. Контролю не за эффективностью, а за соблюдением формальных требований. И заказчикам, и компаниям нужно готовиться к увеличению числа проверок при исполнении ими госконтрактов. Ну, в общем, как всегда.

Другой пример — нормы об антидемпинге. В концепции, разработанной Минэкономразвития, было отмечено, что Федеральная контрактная система - что изменилосьодним из недостатков действующего сейчас законодательства является направленность на применение санкций к поставщику по факту невыполнения контракта, отсутствие механизмов защиты от неисполнения. Поэтому, в частности, предлагалось предоставить заказчикам право отстранять от тендеров участников, предложения которых отклоняются на 25% и более от начальной цены, чтобы в самом начале устранить риск неисполнения контракта, заключенного на демпинговых условиях. У ФАС иная позиция, которая теперь закреплена в законе: нельзя отстранять, надо требовать увеличения обеспечения (банковской гарантии на большую сумму). В случае неисполнения результат запрограммирован: бюджетные средства остались на счетах в казначействе, нарушитель наказан, но, главное, госзаказчик, а значит, и все мы, как потребители госуслуг, не получили необходимые товары и услуги, ради чего вся система госзаказа должна работать. И тем не менее - демпинг может со временем снизится до тех величин, которые можно будет считать статистической погрешностью.

Далее, в части способов размещения заказа первоначальная концепция, заключавшаяся в существенном расширении круга способов закупки, доступных для заказчиков, была реализована лишь частично. Закон полностью отказался от включения конкурентных переговоров, предусмотренных международными рекомендательными актами и позволяющих заказчику гибко подойти к определению победителя, и электронного магазина для типовых недорогих закупок. Применение способов, которые были включены (конкурс с предквалификацией, двухэтапный конкурс, запрос предложений), существенно ограничено прежде всего с целью недопущения злоупотреблений, то есть в пользу контролирующих органов и в ущерб реализации цели повышения эффективности сложных закупок.

А вот из принципиально новых норм первоначальной концепции, стимулирующих заказчиков эффективно размещать заказ и добросовестное поведение участников, почти ничего не реализовано. Возможно, в будущем бюджетное законодательство позволит заказчикам распоряжаться частью экономии, полученной при размещении, а добросовестные поставщики в редких случаях будут освобождены от предоставления увеличенного обеспечения.



Федеральная контрактная система - что новогоНо зато репрессивным нормам уделено повышенное внимание. Теперь у нас в реестры недобросовестных поставщиков будет включаться информация не только о проштрафившейся компании, но и о ее руководителе, членах правления и учредителях независимо от наличия их вины в нарушении закона. Реализован принцип объективного вменения — редкий пример отступления от принципа презумпции невиновности, когда лицо по формальным основаниям отвечает за действия иных лиц. Практически это означает, что от госзакупок будут автоматически отстранены все компании, в которых данные лица, например, являются учредителями.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные недостатки, нужно признать, что закон, пришедший на смену закону 94ФЗ сможет со временем стать более эффекивным способом трат государственных средств.

 

 

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии