- 5 лучших генераторов искусственного интеллекта для написания и переписывания любого контента
- История Красного Бора Татарстан (Новый Пьяный Бор Елабужского уезда) в статьях
- Программа для поиска драйверов на любое устройство
- Как технология OCR снижает нагрузку на офис
- Как операционная система Windows стала такой популярной
- Продвижение товаров на Wildberries с привлечением внешнего трафика
- Простая программа для управления проектами «Планамайзер»
- Жители Красного Бора (Нового Пьяного Бора) до революции
Контрактная система госзакупок - что изменилось? |
Возвращаясь к ранее поднятой теме об изменениях в законе о госзакупках. Наконец-то принят новый системный закон и будет обновлено все нормативное обеспечение госзаказа. Системность нового закона, регулирование всех этапов, от планирования до анализа результатов размещения госзаказа по логике разработчиков должна свести злоупотребления к минимуму. Стратегически же - положительный эффект этих норм во многом зависит от качества подзаконных актов, писем и разъяснений. Разумеется, - с учетом времени, которое потребуется на разработку классификаторов, стандартов качества и иных нормативов, сможет проявиться только в будущем. Но даже в таком виде, каким мы видим закон о госзакупках сейчас - у проверяющих органов сейчас появляются новые возможности: они получают полномочия по сквозному контролю всех этапов закупок. Важно отметить, что в концепции нового закона был заложен принцип сквозного контроля за эффективностью системы и предполагалось создание федерального закупочного регулятора, способного выполнить такую сложную задачу. Но в принятом законе нет никакого регулятора — зато есть набор контролеров, которые все сведут к тотальному контролю. Контролю не за эффективностью, а за соблюдением формальных требований. И заказчикам, и компаниям нужно готовиться к увеличению числа проверок при исполнении ими госконтрактов. Ну, в общем, как всегда. Другой пример — нормы об антидемпинге. В концепции, разработанной Минэкономразвития, было отмечено, что одним из недостатков действующего сейчас законодательства является направленность на применение санкций к поставщику по факту невыполнения контракта, отсутствие механизмов защиты от неисполнения. Поэтому, в частности, предлагалось предоставить заказчикам право отстранять от тендеров участников, предложения которых отклоняются на 25% и более от начальной цены, чтобы в самом начале устранить риск неисполнения контракта, заключенного на демпинговых условиях. У ФАС иная позиция, которая теперь закреплена в законе: нельзя отстранять, надо требовать увеличения обеспечения (банковской гарантии на большую сумму). В случае неисполнения результат запрограммирован: бюджетные средства остались на счетах в казначействе, нарушитель наказан, но, главное, госзаказчик, а значит, и все мы, как потребители госуслуг, не получили необходимые товары и услуги, ради чего вся система госзаказа должна работать. И тем не менее - демпинг может со временем снизится до тех величин, которые можно будет считать статистической погрешностью. Далее, в части способов размещения заказа первоначальная концепция, заключавшаяся в существенном расширении круга способов закупки, доступных для заказчиков, была реализована лишь частично. Закон полностью отказался от включения конкурентных переговоров, предусмотренных международными рекомендательными актами и позволяющих заказчику гибко подойти к определению победителя, и электронного магазина для типовых недорогих закупок. Применение способов, которые были включены (конкурс с предквалификацией, двухэтапный конкурс, запрос предложений), существенно ограничено прежде всего с целью недопущения злоупотреблений, то есть в пользу контролирующих органов и в ущерб реализации цели повышения эффективности сложных закупок. А вот из принципиально новых норм первоначальной концепции, стимулирующих заказчиков эффективно размещать заказ и добросовестное поведение участников, почти ничего не реализовано. Возможно, в будущем бюджетное законодательство позволит заказчикам распоряжаться частью экономии, полученной при размещении, а добросовестные поставщики в редких случаях будут освобождены от предоставления увеличенного обеспечения.
Вместе с тем, несмотря на многочисленные недостатки, нужно признать, что закон, пришедший на смену закону 94ФЗ сможет со временем стать более эффекивным способом трат государственных средств.
Оставьте свой комментарий!
Похожие статьи: |