Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Документы, регламентирующие использование СПО в России

Основные имеющиеся и готовящиеся официальные государственные документы и нормативные акты, имеющие отношение к СПО:

 

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Утверждена в феврале 2008 года; регулирует развитие информационного общества в Российской Федерации и заявляет два немаловажных принципа:

  • свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

  • поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

В Плане сообщается, что к концу 2010 года 25% общеобразовательных учреждений каждого региона РФ должны использовать ПСПО не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров. К концу 2011 года доля таких школ должна превысить 35%. Ответственными за достижение данных показателей назначены Минобрнауки России и органы исполнительной власти субъектов РФ.

             2. Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации 

Утвержден в июле 2010 года. В Системном проекте органам власти в типовых решениях (типовых информационных системах, ИС) предписывается использовать СПО: «в типовых решениях преимущественно должно использоваться свободно лицензируемое ПО, обеспечивающее органам власти и их поставщикам права на свободное тиражирование и модификацию. Отступление от данного принципа подлежит обоснованию в каждом таком случае». Также как системная мера повышения эффективности бюджетных расходов на внедрение информационно-коммуникационных технологий предусмотрен «переход на свободное программное обеспечение для реализации обеспечивающих функций и в части общесистемного программного обеспечения».

 

             3. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» 

В рамках государственной программы «Информационное общество» будет осуществляться консолидация расходов бюджетных средств на ИКТ. Отдельный раздел программы посвящен преодолению цифрового неравенства в регионах. Упор будет сделан на оснащение регионов не техникой, а прикладными системами, основанными на типовых решениях, которые будут использоваться в медицине, образовании и т.д. С учетом упомянутого выше Системного проекта, такие типовые решения будут разрабатываться на основе СПО.

В государственной программе заявлены следующие планы:

  • Создание государственного репозитория продуктов, разработанных на СПО, его поддержка и обновление современными драйверами и версиями, включающего ОС, СУБД, среду разработки, набор типовых решений для автоматизации госорганов и автоматизации средних и малых предприятий, офисные приложения.

  • Создание российской программной платформы (комплекс отечественных программных решений — модулей, построенных на базе единых технологий, позволяющих осуществлять разработку новых программных продуктов методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также разработку новых модулей), в том числе:

    • развитие отечественной сборки операционной системы на свободном программном обеспечении;

    • создание отечественной системы управления базами данных на основе открытых разработок;

    • создание российской среды разработки программного обеспечения;

    • разработка набора архитектурных стандартов и типовых компонентов для совместимости программ между собой;

    • создание базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности;

    • создание российского фонда алгоритмов и программ (госприклад.рф);

    • формирование пакета типовых решений, их размещение в российском фонде алгоритмов и программ;

    • формирование территориально распределенной инфраструктуры технической и методической поддержки свободного программного обеспечения;

    • формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем, в том числе разработка и поддержка профиля открытых стандартов архитектуры государственных информационных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечивающих совместимость государственных информационных систем и их компонентов.

 

4. Распоряжение от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011–2015 годы)»

Включает ряд мероприятий в краткосрочной (до 2010 г.), среднесрочной (до 2012 г.) и долгосрочной (до 2015 г.) перспективе по образованию и развитию профессиональных навыков госслужащих, техническому и организационному обеспечению перехода органов государственной власти на использование СПО. Мероприятия включают все необходимые для постепенного перехода на СПО шаги:

  • Мероприятия в сфере образования и развития профессиональных навыков федеральных гражданских служащих.

  • Мероприятия по техническому обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения, в том числе такие шаги, как:

  • формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом потребностей федеральных органов исполнительной власти в видах программного обеспечения и его апробация в пилотных организациях — федеральных органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях;

  • создание и обеспечение функционирования единого репозитория свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти;

  • формирование пакетов дополнительных прикладных программ (по направлениям деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений), апробация и размещение их в репозитории свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти;

  • внедрение в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждениях пакета базового свободного программного обеспечения и пакетов дополнительных прикладных программ (в соответствии с направлениями деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений), перенос данных из ранее использовавшихся информационных систем федеральных органов исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждений в информационные системы на базе свободного программного обеспечения.

  • Мероприятия по стандартизации государственных информационных систем:

  • разработка и утверждение перечня спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, которые должны поддерживаться программным обеспечением, разрабатываемым и приобретаемым для целей его использования в федеральных органах исполнительной власти — в частности, для использования свободного программного обеспечения;

  • переход на хранение данных в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных бюджетных учреждениях в форматах хранения данных, соответствующих открытым спецификациям.

  • Мероприятия по организационному обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения, включающие шаги по внедрению СПО в органах государственной власти:

  • проведение инвентаризации информационных систем федеральных органов исполнительной власти и оценка ресурсов, необходимых для перехода на свободное программное обеспечение;

  • разработка ведомственных планов перехода на использование свободного программного обеспечения, включая планы перехода подведомственных бюджетных учреждений (с учетом результатов инвентаризации информационных систем и оценки ресурсов, необходимых для перехода на свободное программное обеспечение);

  • разработка изменений в инструкции по бюджетному учету нематериальных активов в целях создания механизмов учета свободного программного обеспечения.

  • Шаги по стимуляции развития рынка СПО: Исследование возможных форм (способов) и перспектив государственной поддержки российских разработчиков, участвующих в международных проектах по разработке свободного программного обеспечения, которое может быть использовано для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Также планируется создание центра поддержки пользователей свободного программного обеспечения госслужащих и центра консультативной и технологической поддержки государственных заказчиков и разработчиков свободного программного обеспечения. Согласно приказу, выполнение плана будет контролироваться; также будет проводиться постоянный мониторинг использования программного обеспечения в федеральных органах исполнительной власти.

 

             5. Принятие формата офисных документов ODF в качестве стандарта ГОСТ

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ зарегистрировало Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 «Информационная технология. Формат Open Document для офисных приложений (OpenDocument) v1.0» (идентичен ISO/IEC 26300:2006). Стандарт вводится с 1 июня 2011 года, с правом досрочного применения.

 

             6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ Часть четвертая 

Авторское право на программное обеспечение (программы для ЭВМ) регламентируются четвертой частью ГК РФ, которая, по мнению ряда юристов, сводит на ноль некоторые пункты лицензии GPL:

  • Лицензия GPL в оригинале существует на английском языке, поэтому суд неспособен прочитать лицензию в оригинале. Поэтому, когда в подобных случаях ссылаются на некую лицензию, которая существует в Интернете и на английском языке, суд воспринимает это как отсутствие условий, и использование программы рассматривается как использование без договора, со всеми вытекающими отсюда правовыми рисками.

  • Основное требование, которое существует в законодательстве РФ применительно к лицензионным договорам, заключается в том, что он должен быть заключен в письменной форме и на русском языке. Помимо проблемы с переводом, есть также проблема с письменной формой, поскольку стандарты работы сообщества разработчиков заключаются в том, чтобы делать ссылку на текст лицензии, расположенный в сети Интернет. Для России это пока что не работает, так как наше законодательство еще недостаточно приспособлено к цифровому миру, требуется документ с печатью и подписью.

  • В Российском законодательстве есть требование о том, что лицензионный договор по определению должен быть возмездным; если же он безвозмездный, об этом должно быть прямо в нем написано. И даже в том случае, если лицензию GPL перевели на русский язык, все равно остаются риски — так как в лицензии GPL нет той самой фразы, что права предоставляются безвозмездно.

  • Еще одна формальная сложность заключается в том, что по нашему законодательству в лицензионном договоре должен быть указан срок, на который предоставляются права — и если такой срок не указан, то считается, что права предоставлены на 5 лет. Обычно в типовых свободных лицензиях нет упоминаний о сроке действия, и для российского законодательства это означает, что вы приобретаете права в лучшем случае на 5 лет.

 

Для примирения юридических противоречий предлагаются различные компромиссы вроде выпуска коробочного ПО с напечатанными на упаковке условиями использования или печатными лицензионными договорами. Такой вариант единодушно одобряется юристами.

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии