Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Изменения законодательства о банкротстве

 

 

Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений) корректирует правила осуществления банкротства организаций. В нем содержатся поправки к ряду федеральных законов, наиболее существенные из которых будут внесены в Федеральные законы от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций).

Основная часть положений Закона о внесении изменений направлена на защиту интересов конкурсных кредиторов, а наибольшие по объему поправки внесены в Закон о банкротстве кредитных организаций.

Большая часть положений Закона о внесении изменений вступит в силу 29 октября 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

1. Поправки к Закону о банкротстве

Закон о внесении изменений содержит две существенных поправки к Закону о банкротстве. Во-первых, изменятся правила оценки имущества должника на стадиях внешнего управления и конкурсного производства. Во-вторых, для тех же стадий изменятся правила выплаты выходного пособия и заработной платы руководителю должника, его заместителям, лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган должника, главному бухгалтеру, его заместителям, а также всем сотрудникам, занимающим аналогичные должности в филиале или представительстве должника.

Новые правила оценки имущества должника

В соответствии с новой редакцией ст. 130 Закона о банкротстве привлечение оценщика на стадии конкурсного производства перестанет быть обязательным. По общему правилу стоимость имущества должника будет устанавливаться по итогам инвентаризации.

Оценка имущества должника с привлечением независимого оценщика за счет имущества должника может быть произведена, только если конкурсному управляющему поступит требование о ее проведении от конкурсного кредитора либо от уполномоченного органа. При этом Закон о внесении изменений устанавливает обязательное условие - размер требований конкурсного кредитора либо уполномоченного органа должен превышать два процента общей суммы требования кредиторов (п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в редакции Закона о внесении изменений).

Срок для направления конкурсному управляющему требования о проведении оценки составляет десять рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В требовании о проведении оценки необходимо указать имущество, в отношении которого должна производиться оценка. После проведения оценки составляется отчет, который должен быть включен конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Повторная оценка в отношении того же самого имущества возможна только за счет конкурсного кредитора или уполномоченного органа.

Аналогичные правила оценки имущества должника предлагается установить и для стадии внешнего управления: оценка за счет должника будет проводиться только по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если их требование превышает два процента общей суммы требования кредиторов. Заявить подобное требование конкурсный кредитор или уполномоченный орган могут в течение тридцати рабочих дней (п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве в редакции Закона о внесении изменений).

Ограничение выплат руководителям должника

Закон о внесении изменений установил особенности определения размера требований руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера, его заместителей, а также лиц, замещающих подобные должности в филиалах и представительствах (далее все вместе - руководители должника).

Если в отношении должника начата процедура конкурсного производства, то требования руководителей должника о выплате выходного пособия и иных компенсаций, установленных трудовым договором на случай его прекращения, делятся на две части. Первая часть, не превышающая минимального размера соответствующих выплат, установленных трудовым законодательством, включается в состав текущих платежей. Напомним, в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ минимальный размер выходного пособия в случае ликвидации организации равен среднему месячному заработку.

Ко второй части относятся все требования о выплате выходного пособия и иных компенсаций, превышающие минимальный размер соответствующих выплат, установленных трудовым законодательством (средний месячный заработок). Они удовлетворяются после требований кредиторов третьей очереди (п. 2.1 ст. 134 Закона о банкротстве в редакции Закона о внесении изменений).

Также возможно ограничение размера требований об оплате труда руководителей должника. По заявлению конкурсного управляющего арбитражный суд вправе уменьшить размер требований руководителей должника, которые подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов по текущим платежам или в составе требований кредиторов второй очереди. Подобное уменьшение возможно, если в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом был увеличен размер оплаты труда руководителей должника. Разница между размером оплаты труда руководителей должника после увеличения и до него выплачивается после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.

2. Поправки к Закону о банкротстве кредитных организаций

Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен многими нормами, позволяющими по-новому распоряжаться имуществом должника на стадии конкурсного производства. В частности, добавлены нормы о передаче имущества и обязательств должника без проведения торгов, о компенсации требований кредиторов путем предоставления им отступного, нормы о соотношении принудительной ликвидации и банкротства кредитной организации и некоторые другие.

Передача имущества и обязательств должника без проведения торгов

Закон о внесении изменений установил правила передачи имущества и обязательств должника без проведения торгов в ситуации, когда в деле о банкротстве начато конкурсное производство и конкурсным управляющим кредитной организации является Агентство по страхованию вкладов физических лиц (далее - Агентство).

Ранее Законом о банкротстве кредитных организаций был установлен один случай, в котором имущество должника реализуется без проведения открытых торгов. В п. 4 ст. 50.33 Закона о банкротстве кредитных организаций предусмотрена возможность продать ценные бумаги, принадлежащие кредитной организации и допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг, через организатора торговли на рынке ценных бумаг либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов.

Имущество и обязательства должника передаются как целиком, так и по частям. Решение о передаче такого имущества принимает конкурсный управляющий и направляет на согласование с Комитетом банковского надзора Банка России.

Имущество и обязательства должника могут быть переданы только кредитной организации, имеющей лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Для получения такого имущества и обязательств кредитные организации направляют конкурсному управляющему заявки на участие в отборе. В заявке должно содержаться предложение об отсрочке исполнения приобретателем обязательств перед Агентством, перешедших к Агентству в результате выплаты Агентством страхового возмещения вкладчикам кредитной организации.

Приобретателя имущества и обязательств утверждает Комитет банковского надзора Банка России, а само имущество и обязательства передаются на основании передаточного акта, подписанного кредитной организацией и приобретателем. С момента подписания такого акта приобретатель обязан исполнить все полученные обязательства, которые существовали на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

За месяц до передачи имущества конкурсный управляющий обязан опубликовать уведомление о передаче имущества и обязательств приобретателю. При этом кредитор кредитной организации вправе не согласиться с передачей прав и обязательств. Сделать это он может в течение месяца со дня опубликования уведомления о передаче приобретателю имущества. Требования кредитора, не согласного с передачей приобретателю имущества и обязательств, удовлетворяются в общем порядке.

Имущество и обязательства кредитной организации, переданные приобретателю, исключаются из конкурсной массы и реестра требований кредиторов кредитной организации.

Предоставление отступного кредиторам кредитной организации

Закон о внесении изменений устанавливает возможность предоставления отступного кредиторам кредитной организации на стадии конкурсного производства, что до вступления данного Закона в силу прямо запрещено абз. 3 п. 10 ст. 50.40 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Предоставить отступное можно будет только в случае, если имущество не было передано без проведения торгов или продано, и не было обременено залогом. При предоставлении отступного необходимо соблюдать очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов. Предложение о погашении требований кредиторов путем предоставления отступного выносится конкурсным управляющим на собрание кредиторов или комитет кредиторов, которые должны будут утвердить его. После этого данное предложение направляется соответствующему кредитору или кредиторам.

Надлежащим уведомлением конкурсных кредиторов (если их более пятидесяти), требования которых не удовлетворены, будет включение данного предложения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Для получения отступного кредитор должен направить конкурсному управляющему заявление о согласии на погашение своего требования путем предоставления отступного.

Возврат имущества и ценных бумаг клиентам в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

Закон о внесении изменений установил порядок возврата клиентам имущества (ценных бумаг, денежных средств), принятого и приобретенного кредитной организацией за счет клиентов по договорам об операциях с ценными бумагами, в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Возвращаются ценные бумаги и иное имущество, принятое или приобретенное кредитной организацией за счет клиентов по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании. Возврат производится по заявлениям клиентов, направленным не позднее шести месяцев со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Если же такое заявление не подано в период деятельности временной администрации либо в ходе конкурсного производства, то ценные бумаги и денежные средства подлежат передаче в депозит нотариуса по месту нахождения кредитной организации.

Принудительная ликвидация и банкротство

Законом о внесении изменений предлагается уточнить действия конкурсного управляющего в случае, когда дело о банкротстве начинается в ходе проведения процедуры принудительной ликвидации кредитной организации. Напомним, что Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) устанавливает специальное основание для ликвидации кредитной организации. Банк России обязан произвести ликвидацию в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности). Процедура принудительной ликвидации проходит по правилам проведения конкурсного производства, установленным Законом о банкротстве кредитных организаций.

При проведении принудительной ликвидации предполагается, что имущества кредитной организации достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Если в ходе ликвидации окажется, что его недостаточно, ликвидатор подает заявление о начале процедуры банкротства.

При этом до принятия Закона о внесении изменений сведения, уже собранные ликвидатором о кредиторах и об имуществе ликвидируемой организации, не могли быть использованы конкурсным управляющим. Последний обязан был заново составить реестр кредиторов и провести их собрание, т.е. потратить дополнительное время на повторное выполнение работы. После вступления в силу Закона о внесении изменений сведения, полученные ликвидатором, можно будет использовать в ходе банкротства кредитной организации.

Собрание кредиторов (комитет кредиторов), избранное в процессе принудительной ликвидации, будет действовать и во время конкурсного производства.

Требования кредиторов кредитной организации, в отношении которой проводилась процедура принудительной ликвидации, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены ликвидатором и включаются в реестр требований кредиторов. Также кредиторы вправе предъявлять требования к должнику в течение месяца со дня опубликования объявления о признании ликвидируемой организации банкротом.

Таким образом, для кредиторов кредитной организации, в отношении которой применялась процедура принудительной ликвидации, установлен ограниченный срок на предъявление своих требований, поскольку по общему правилу, установленному в ст. 50.28 Закона о банкротстве кредитных организаций, кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства.


 

 

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий


 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии