Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Изменения в законе об ОСАГО - сумма компенсаций увеличена до 500 тыс. рублей

О законопроекте

Цель законопроекта:

Повышение качества услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО), защита прав потерпевших на возмещение по договору ОСАГО вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, совершенствование организационных основ осуществления ОСАГО.

 

Задачи законопроекта:


увеличение размеров страхового возмещения выплачиваемого страховщиками по договорам ОСАГО, повышение оперативности и простоты его получения;
создание условий для ценовой конкуренции на рынке ОСАГО;
правовое обеспечение контроля при определении размеров страховых премий и осуществлении страховых выплат, уточнение положений о применяемых к страховщикам санкциях в случае задержки им страховой выплаты или задержки мотивированного отказа в такой выплате;
сокращение предпосылок для возникновения спорных ситуаций при осуществлении ОСАГО, уточнение перечня оснований для отказа в страховой выплате, устранение правовых пробелов;
расширение практики упрощенного оформления документов о дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) без участия уполномоченных сотрудников полиции;
совершенствование регулирования информационного обеспечения рынка ОСАГО, повышение его информационной прозрачности;
совершенствование системы прямого возмещения убытков и механизма осуществления компенсационных выплат;
обеспечение контроля за страховыми посредниками, а также их ответственности за несанкционированное использование бланков страховых полисов;
выявление и совершенствование «недействующих» и неэффективных положений Федерального закона об ОСАГО.

 

Принципы разработки законопроекта:


законопроект подготовлен на основе обобщения и анализа практики применения Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО) за ряд лет, а также предложений, содержащихся в обращениях граждан, организаций и органов государственной власти;
законопроект разрабатывался с учетом возможности его реализации на всей территории Российской Федерации, при этом особое внимание уделялось социальным, экономическим и финансовым последствиям его принятия;
изменения в Федеральный закон об ОСАГО, предусмотренные законопроектом, носят не точечный, а системный характер, что позволяет посредством реализации ряда взаимосвязанных задач оптимально достичь цели законопроекта.


Пояснительная записка

Законопроект предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании) и Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО).

В соответствии с Законом о страховании соискатель лицензии на осуществление страхования (дополнительного вида страхования) наряду с заявлением о выдаче лицензии представляет ряд документов, в частности правила страхования, расчеты страховых тарифов с приложением структуры тарифных ставок. По ряду обязательных видов страхования правила страхования и страховые тарифы в соответствии с федеральными законами утверждаются Правительством Российской Федерации, являются едиными и обязательными для всех страховщиков. Законопроект исключает необходимость представления соискателем лицензии в орган страхового надзора, единых и обязательных для всех страховщиков документов, установленных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Законопроект предусматривает также внесение изменений в Закон о страховании, уточняющих основания и правовую основу для применения санкций – предписаний к страховщикам, нарушающим законодательство о страховании, в частности, при нарушении установленных Федеральным законом об ОСАГО порядка и срока осуществления страховой выплаты. Также, разрабатывается законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий применение к страховщикам органом страхового надзора административного наказания в виде штрафа в случаях несоблюдения установленных законом или договором сроков рассмотрения заявления о страховой выплате, принятия решения о страховой выплате или отказе в страховой выплате.

Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон об ОСАГО предусматривают комплексное совершенствование регулирования ОСАГО и страхования гражданской ответственности в рамках международных систем страхования. Уточнен понятийный аппарат Федерального закона об ОСАГО.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев прицепов, за исключением прицепов к легковым автомобилям физических лиц. Тягач может использоваться с различными прицепами, гражданская ответственность владельцев которых должна быть застрахована, что создает трудности для владельцев прицепов, которые должны иметь при себе страховые полисы ОСАГО в отношении всех буксируемых прицепов. В соответствии с законопроектом необходимость приобретения договора ОСАГО в отношении каждого прицепа отпадает, вместо этого предлагается делать специальную отметку в страховом полисе владельца тягача, о том, что он будет использовать транспортное средство, в том числе в составе с прицепом. При этом владельцам прицепов к легковым автомобилям физических лиц по-прежнему не придется страховать гражданскую ответственность за вред, который может быть причинен буксируемым прицепом.

В соответствии с Правилами дорожного движения эксплуатация гусеничной техники в пределах дорог общего пользования не допускается. Законопроект предусматривает исключение обязанности владельцев транспортных средств, не имеющих колесного движителя, заключать договор ОСАГО в отношении такой техники.

 

В настоящее время доля страхового возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, в общем объеме страховых выплат по ОСАГО составляет не более 5 %. При этом страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших в соответствии с действующим законодательством об ОСАГО не превышает 160 тыс. рублей. Данная сумма не соответствует общественному представлению о ценности человеческой жизни и подчас не позволяет возместить расходы, связанные с лечением и реабилитацией, а также утраченный потерпевшим заработок при причинении вреда его здоровью в результате ДТП. Кроме того, в страховом законодательстве формируется унифицированный подход к оценке и возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, в частности, при обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам.

Президентом Российской Федерации по итогам совещания по экономическим вопросам 30 августа 2010 года было поручено Правительству Российской Федерации представить предложения по поэтапной унификации оценки ущерба жизни и здоровью граждан с учетом международной практики.

Законопроект предусматривает увеличение размера страховой суммы в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, поскольку увеличение страховой суммы до 2 млн. рублей на данном этапе привело бы к значительному для многих страхователей росту страховых тарифов.

С каждым годом автопарк в России становится все более дорогим, в связи с чем, участились обращения граждан с предложениями об увеличении размеров страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу потерпевшего в результате ДТП. Законопроект предусматривает увеличение страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу потерпевшего, до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структуру тарифных ставок устанавливает Правительство Российской Федерации. Подобная ситуация превращает торги на право заключения государственного или муниципального контракта в формальность, поскольку условия и цена данной страховой услуги едина и обязательна для всех страховщиков. Между тем, особенности ведения бизнеса отдельными страховщиками обуславливают возможность экономии на расходах на ведение дела, а также экономически обоснованного применения ими более низких по сравнению с остальными страховщиками страховых тарифов применительно к отдельным категориям страхователей и (или) для отдельных территорий преимущественного использования транспортных средств. Законопроект предусматривает создание условий для ценовой конкуренции на рынке ОСАГО. Так, предусматривается право страховщиков применять самостоятельно разработанные страховые тарифы в пределах максимальных и минимальных уровней, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения общественного контроля за обоснованность размеров страховых тарифов законопроект предусматривает перечень ежегодно публикуемых органом страхового надзора статистических данных об обязательном страховании.

Доля ДТП, документы о которых оформляются без участия уполномоченных сотрудников полиции, не превышает 5 % от общего количества ДТП. Подобная ситуация невыгода виновникам ДТП, ожидающим прибытия сотрудников полиции в течение долгого времени, другим участникам дорожного движения, для которых поврежденные транспортные средства представляют помеху движения, а также сотрудникам полиции, вынужденным выезжать к местам многочисленных ДТП, без человеческих жертв и с незначительными повреждениями транспортных средств. Непопулярность упрощенной процедуры оформления документов о ДТП связана как с необходимостью представления документов о ДТП при получении страховой выплаты по договору страхования средств наземного транспорта (КАСКО), так и с рисками потерпевших, страхователей и страховщиков, обусловленными недостаточным уровнем регулирования соответствующих правоотношений.

Для повышения популярности оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции законопроект предусматривает четкое регулирование процедуры и сроков представления страховщику извещения о ДТП, срока, в течение которого страховщик должен осмотреть транспортное средство потерпевшего и при необходимости транспортное средство страхователя, а также ответственность за несоблюдение данной процедуры в целях сокращения случаев страхового мошенничества, необоснованных отказов или задержек страховых выплат. Кроме того, в соответствии с законопроектом максимальный размер страховой выплаты в случае, если документы о ДТП оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, увеличивается с 25 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.

В случае если обстоятельства ДТП позволяют в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО прибегнуть к процедуре прямого возмещения убытков, действующим законодательством предусмотрена возможность получения выплаты у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, либо у страховщика причинителя вреда. Данное обстоятельство зачастую используется страховщиками, которые для повышения своего финансового результата под различными предлогами не осуществляют прямое возмещение крупных убытков, отправляя потерпевшего получать страховую выплату у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность причинителя вреда. Подобная вариативность направления требования о страховом возмещении (прямом возмещении убытков) не только создает почву для недобросовестной конкуренции страховщиков, но и усложняет и удлиняет процедуру возмещения вреда для потерпевшего. Законопроект предусматривает, что при наличии обстоятельств, позволяющих осуществить прямое возмещение убытков, выплату потерпевшему осуществляет страховщик, застраховавший его ответственность.

Кроме того, в целях сокращения периода урегулирования убытков страховщик в соответствии с законопроектом должен в течение определенного срока сообщить потерпевшему полный перечень недостающих документов для осуществления страховой выплаты, обмен документами сможет осуществляться в электронной форме, при этом требовать не предусмотренные правилами обязательного страхования документы страховщик не вправе.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона об ОСАГО страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, осуществляется в основном постфактум (после окончания лечения, документального подтверждения расходов на лечение и реабилитацию, а также подтверждения необходимости получения соответствующих видов помощи). При этом потерпевший не всегда обладает средствами и возможностями сначала оплатить лечение, лекарства и услуги по реабилитации, и лишь потом получить страховое возмещение соответствующих расходов. Кроме того при ДТП медицинская помощь оказывается чаще бесплатно в соответствии с системой обязательного медицинского страхования, соответственно потерпевшие не представляют документы, подтверждающие оплату оказанной им медицинской помощи страховщику и не имеют права на получение страховой выплаты в этой части. Законопроект предусматривает решение данной проблемы: страховую выплату в случае причинения вреда здоровью потерпевшего предлагается осуществлять по факту травмы исходя из первично установленного диагноза. Также предусматриваются дополнительные выплаты в случае ухудшения здоровья потерпевшего, установления инвалидности, а также при документальном подтверждении того, что расходы на реабилитационно-восстановительное лечение, приобретение лекарств, протезирование, ортезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, а также утраченный потерпевшим заработок (доход) превысили сумму ранее осуществленной страховой выплаты в части возмещения вреда здоровью потерпевшего.

Законопроект предусматривает расширение перечня лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (при отсутствии лиц, состоявших на иждивении умершего потерпевшего, правом на получение страховой выплаты предлагается наделить близких родственников потерпевшего). В настоящее время страховая выплата в случае смерти потерпевшего, а также страховое возмещение утраченного потерпевшим заработка в случае причинения вреда его здоровью осуществляется в соответствии с главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Страховая выплата в подобных случаях может осуществляться в течение нескольких лет (несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет; учащимся старше восемнадцати лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет; женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности и т.д.) незначительными по величине суммами. В соответствии с законопроектом страховое возмещение вреда в указанной части сможет осуществляться единовременно.

Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, в соответствии с законопроектом будет осуществляться по выбору самого потерпевшего в натуральной форме (путем организации и оплаты восстановительного ремонта транспортного средства) либо в денежной форме наличным или безналичным расчетом.

Согласно предусмотренным законопроектом изменениям Правительством Российской Федерации будет устанавливаться порядок определения размера расходов не только на материалы и запасные части, используемые при восстановительном ремонте транспортного средства, но и на оплату работ связанных с таким ремонтом.

Положения законопроекта обеспечивают ответственность страховщиков за соблюдение сроков рассмотрения заявления о страховой выплате. В частности, уточняется порядок расчета и выплаты неустойки в случае задержки осуществления страховой выплаты, финансовой санкции за несоблюдение установленного срока для направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате. Кроме того, детализируются полномочия органа страхового надзора по контролю за соблюдением порядка осуществления страховых выплат по обязательному страхованию.

В ряде случаев страховщики задерживают осуществление страховой выплаты до вынесения решения суда в части определения степени ответственности лиц, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии. При этом потерпевший для получения страховой выплаты вынужден обращаться в суд, нести временные и финансовые затраты, связанные судебным разбирательством. Законопроектом устраняется ряд правовых пробелов и предпосылок для возникновения спорных ситуаций. Так, в ситуациях, когда все участники ДТП призваны виновными, либо в ДТП участвовало более двух транспортных средств и виновно более одного водителя, страховщики будут осуществлять страховую выплату в соответствии с установленной судом степенью вины участников ДТП, а при отсутствии судебного решения в соответствии с законопроектом вина участников ДТП, нарушивших правила дорожного движения, и вред, который должен быть возмещен страховщиками, застраховавшими их ответственность, разделяется поровну.

Законопроект уточняет и ограничивает перечень оснований для отказа в страховой выплате, уточняются положения Федерального закона об ОСАГО, регулирующие право требования страховщика (регресс).

В настоящее время в ситуациях, когда потерпевший направил своему страховщику заявление о страховой выплате, а у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность причинителя вреда отозвана лицензия, потерпевшему будет отказано в прямом возмещении убытков и ему придется тратить время на обращение за компенсационной выплатой в Российский Союз Автостраховщиков. Кроме того, по причине банкротств и отзывов лицензий у страховщиков образовалась значительная дебиторская задолженность по расчетам в рамках прямого возмещения убытков. Для решения данных проблем законопроектом предусматривается участие профессионального объединения страховщиков в системе прямого возмещения убытков и осуществление компенсационных выплат не только потерпевшим, но и страховщикам, осуществившим прямое возмещение убытков в указанных случаях.

В целях защиты прав потерпевших законопроектом предусматривается комплекс изменений, направленных на обеспечение ответственности страховщиков и страховых посредников за несанкционированное использование бланков страховых полисов.

Для обеспечения экономической заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения законопроектом уточняются положения об обязанности страховщиков учитывать сведения о страховых выплатах по предыдущим договорам страхования при расчете страховой премии по вновь заключаемым договорам. Регламентируются вопросы контроля за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам страхования.

В соответствии с законопроектом меняется подход к финансированию компенсационных выплат для обеспечения регулирования достаточности размера отчислений страховщиков в компенсационные фонды, соответствующими полномочиями наделяется профессиональное объединение страховщиков.

Законопроектом уточняются положения Федерального закона об ОСАГО, по составу и содержанию правил профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков, порядком их согласования, опубликования и вступления в силу. Кроме того, уточняются положения, касающиеся отчетности профессионального объединения страховщиков.

Изменения в Федеральный закон об ОСАГО предусматривают совершенствование его положений об информационном обеспечении ОСАГО. Для обеспечения защиты прав носителей персональных данных предусматривается исчерпывающий перечень сведений (персональных данных), которые передаются страховщику в целях реализации положений Федерального закона об ОСАГО. Кроме того, с этой целью предусматривается обязанность страховщиков, их представителей и посредников по наличию доступа к автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Законопроект систематизирует положения Федерального закона об ОСАГО, регулирующие страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий


 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии