Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Импортозамещение программного обеспечения: изменения 2018 года

excel ui 900x530-100564289-orig1 300x177С начала 18 года в соответствии с постановлением правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1594 введены новые ограничительные действия на закупку программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд. Напомним, документ 1594 вносил изменения в постановление правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое определяло критерии для покупки ПО.  Если ранее запрет распространялся только на «прямое» приобретение зарубежного программного обеспечения (или прав на него в виде лицензий), то теперь неважно, каким способом заказчик хочет получить права на использование ПО – по модели SaaS (Software as a Service), при покупке оборудования с предустановленным ПО (OEM), при разработке новых или модернизации уже работающих у заказчика информационных систем или же при закупке услуг по их сопровождению и технической поддержке.

Согласно уточнённой версии постановления №1236, заказчику при покупке программного продукта необходимо сверяться с соответствующим реестром российского ПО в следующих случаях:

  • предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
  • поставки и технического обслуживания «персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники», на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта – благодаря этому под контроль подпадают ОЕМ-поставки программных продуктов;
  • оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объёма прав – это вводит в сферу действия постановления №1236 закупки новых версий импортного ПО взамен установленного ранее;
  • оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объёма прав (речь, в частности, о дополнительных лицензиях).

Таким образом, в документе принципиально оговаривается запрет на покупку иностранного ПО под видом предоставления услуг, в том числе «облачных», оказанию услуг по созданию, модернизацию и сопровождению информационных систем, закупки предустановленного импортного программного обеспечения совместно с вычислительной техникой в обход процедуры, предусмотренной постановлением правительства №1236 и др. Для избежания коллизий, возникающих при приобретении российских программных продуктов, по тем или иным причинам не входящие в реестр, в новой редакции постановления 1236 прямо сказано, что «подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах…» (или в реестре евразийского программного обеспечения, если программа для ЭВМ разработана в государстве ЕАЭС).

Ужесточены также требования к ПО, включаемому в реестр российских программных продуктов. Теперь включению в реестр подлежат (в дополнение к ранее установленным требованиям):

  • продукты, для которых отсутствуют ограничения, установленные в том числе иностранными государствами и препятствующие распространению или иному использованию программы для электронных вычислительных машин и базы данных на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
  • программное обеспечение, которое не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Теперь устранена ситуация, когда от программных продуктов категории «Информационная безопасность» (причем вне зависимости от функционала) требовался сертификат соответствия ПО требованиям информационной безопасности и (или) соответствующая лицензия у компании-правообладателя. Из-за этого, например, в реестр по формальным основаниям не принимали программы, предназначенные для восстановления паролей. Требования о наличии сертификата соответствия ПО требованиям информационной безопасности, и (или) соответствующих лицензий у компаний-правообладателей требуется только для ПО, основной функцией которого является защита конфиденциальной информации.

 

Поделиться:

 

 

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий


 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии