Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Призыв в этом году: что нового в законе?

призыв 2014 что нового

Анализ законодательных новаций, вводимых новым «Положением о военно-врачебной экспертизе» (утв. Постановлением Правительства РФ № 565 от 04.07.2013) 

Правительством РФ принято новое Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), которое вступает в силу с 1 января 2014 года. Как следует из круга регулируемых им вопросов, Положение разработано с целью приведения порядка проведения военно-врачебной экспертизы в соответствие с современными правовыми реалиями и новым медицинским технологиям. Рассмотрим наиболее существенные изменения, которые вносятся Положением (необходимо отметить, что некоторые из новаций носят просто уточняющий характер - так, например, в ряде случаев полномочия военных комиссаров предполагается передать начальникам отделов военкоматов, что соответствует действующей структуре военных комиссариатов). 
Существенное отличие нового Положения в том, что оно более детально и комплексно регулирует вопросы проведения военно-врачебной экспертизы и содержит меньше отсылочных норм на ведомственные акты, что в ряде случаев позволяет избегать правовой неопределённости и различного толкования норм. 
Так, в Положении даётся дефиниция медицинского обследования как составной части военно-врачебной экспертизы(ст.4 Положения), что является позитивной новацией, поскольку действующие Положение о военно-врачебной экспертизе оперирует этим термином, но не определяет его, что приводит к определенным проблемам правоприменения. Положение же связывает обследование и освидетельствование как обязательные составляющие военно-врачебной экспертизы, ставя результат освидетельствования в прямую зависимость от результатов обследования. Таким образом, Положение нормативно закрепляет необходимость обследования как составной части военно-врачебной экспертизы. 
Большим шагом вперед является введение механизма заочного медицинского освидетельствования граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования (ст. 17 Положения).
Из положительных изменений так же стоит отметить, что, наконец, появились нормы, регулирующие порядок освидетельствования граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (Раздел VII Положения). Обязанности по освидетельствованию альтернативно служащих возлагаются на ВВК, что расширит сферу деятельности комиссий. Так же в Положение включены нормы, определяющие порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военные сборы (Раздел V Положения).
Такая новация, как прямое указание на необходимость проведения перед освидетельствованием предварительного диагностического обследования с чётким перечнем необходимых исследований (в действующем Положении о ВВЭ содержится лишь отсылочная норма), вносит ясность в регулирование данных вопросов, а также способствует предотвращению в будущем ситуаций, когда призывными комиссиями и ВВК выносятся заключения о категории годности без проведения всех надлежащих диагностических исследований. Кроме того, сам перечень исследований расширен, в частности предполагается анализ крови на наличие ВИЧ и гепатита, что позволит получить более объективную картину здоровья гражданина к моменту освидетельствования. 
Прямой запрет на разглашение врачебной тайны(ст.10 Положения), вместо отсылочной нормы, содержащейся в действующем Положении о военно-врачебной экспертизе, так же способствует предупреждению ситуаций, когда недобросовестные сотрудники военных комиссариатов запугивают граждан тем, что их диагнозы станут известны третьим лицам. 
К позитивным новациям, введенным новым Положением, также следует отнести норму, согласно которой: «В случаях, когда обследование (лечение) гражданина не может быть завершено до окончания работы комиссии по постановке гражданина на воинский учет или призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период очередного призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности» (ст.20 Положения). Таким образом, исключается практика, имевшая коррупционную направленность, когда гражданина до бесконечности могли держать в «подвешенном» состоянии, отправляя последнего каждую призывную кампанию на обследование. Согласно Положению, обследование, необходимое для освидетельствования можно «растянуть» максимум на две призывных кампании, и в течение второй должно быть вынесено заключение о категории годности.
Также при определении причинной связи заболеваний, увечий с прохождением военной службы Положением теперь регламентируется учёт таких факторов, как наличие прогрессирующих заболеваний в период прохождения военной службы и особенности течения хронических, медленно прогрессирующих заболеваний у участников боевых действий. 
Новация, позволяющая освидетельствовать уволенных с военной службы при изменении диагноза, (ст.73 Положения) снимает правовую неопределённость в вопросе изменения категории годности таких лиц.
В целом рассматриваемое Положение проработано и детализировано в большей степени, нежели действующее, однако ряд норм по-прежнему являются недостаточными для восполнения имеющихся существенных пробелов в правовом регулировании или вызывают возможность неоднозначного толкования и злоупотреблений. Так, в Положении появляется возможности переосвидетельствования лиц, признанных ограниченно годными (Раздел VIII Положения). Норма в целом достаточно позитивна, так как позволяет гражданам, не служившим в армии по призыву в связи с ограниченной годностью, поменять эту категорию и претендовать на профессиональную деятельность в сферах, где требуется состояние здоровья, позволяющее проходить службу в армии по призыву (категории годности А или Б в терминологии Положения). Очевидно, что норма не устанавливает обязанности пройти переосвидетельствование, а даёт гражданам такое право: «Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми» (Ст.84 Положения). Кроме того, эта норма не должна вызывать опасения у тех, кто был зачислен в запас по состоянию здоровья, но пока еще не вышел из призывного возраста так как в настоящее время изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годными и зачисленным в запас, не является основанием для призыва на военную службу в мирное время, поскольку механизм перевода граждан из запаса обратно в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Однако нечёткость изложения нормы содержит возможность для злоупотреблений, в том числе, связанных с искажённым толкованием смысла в целях введения граждан в заблуждение относительно возможности их призыва. Для того, чтобы защитить интересы граждан, а так же внести ясность в текст правового акта, сделав его смысл доступным каждому, было бы целесообразным дополнить эту норму указанием о том, что изменение состояния здоровья не может являться основанием для призыва лица, ранее зачисленного в запас.
К сожалению, Положение не устранило и ряд наиболее значимых дефектов действующего законодательства, которые неизбежно делают проводимые в настоящее время мероприятия по медицинскому освидетельствованию при первоначальной постановке на учет и призыве незаконными («Дефекты правового регулирования определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу» М.В. Бурмицкий , 2011). В частности, нет упоминания об обязательном наличии лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы у учреждений, уполномоченных на ее проведение, как того требует Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. От 21.04.2010) "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности". Напомним, в Положении о независимой военно-врачебной экспертизе подобное требование содержится (ст. 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе). Положение говорит о том, что категория годности может быть определена исключительно путем проведения военно-врачебной экспертизы. Производство военно-врачебной экспертизы является лицензируемым видом деятельности. Однако, Положение возлагает организацию экспертизы (причем не называя её экспертизой, а лишь составной частью экспертизы - освидетельствованием), на Призывную комиссию (или комиссию по первоначальной постановке на учет), не являющуюся юридическим лицом и, соответственно, не имеющей права получить данную лицензию. 
Непосредственное производство экспертизы в виде освидетельствования возлагается на группу врачей-специалистов. При этом Положение не определяют их статуса и места проведения экспертизы. Таким образом, Положение не устраняет проблему неопределённости статуса «врачей-специалистов», проводящих освидетельствование граждан при первоначальной постановке на учет и призыве. Если проведение военно-врачебной экспертизы в отношении других категорий граждан, охваченных рассматриваемым Положением, возлагается на соответствующую военно-врачебную комиссию (ст.3 Положения), то в отношении призывников по-прежнему имеет место полная неясность. 
В приложении к Положению содержатся «Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации», включающее расписание болезней. В это приложение также внесены существенные изменения. Не вдаваясь в подробный анализ изменений, который потребовал бы скорее медицинских, нежели правовых познаний, можно отметить, что в целом требования к состоянию здоровья смягчаются, что может негативно сказаться на уровне состоянии здоровья граждан, призванных на военную службу и привести к снижению боеспособности Вооруженных сил Российской Федерации. 

Бурмицкий М.В. 
Правовой эксперт проекта « Общество и армия»
эксперт рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
e-mail armylegal#gmail.com 

Оставьте свой комментарий!

Комментарии  

 
0 # Степан 26.05.2014 17:22
Хорошая статья, спасибо!
Ответить
 

Добавить комментарий


 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии