RSS    

Видеокурсы

Видеокурсы по ВТ

Опасности в социальных сетях

Социальные сети

Программы для бесплатного просмотра online tv...  

Компьютер заражен? Есть несколько вариантов вылечить ПК...

Стандарт LTE - Long-Term Evolution - или стандарт связи четвертого поколения (4G) считается перспективным... 



Blender3d - установка и настройка кроссплатформенного редактора 3d-графики

Blender3d - бесплатный многофункциональный кроссплатформенный редактор 3d-графики, распространяется под лицензией GNU GPL, написан на C / C++, позволяет писать свои скрипты на Python и установочный пакет весит всего 20МБ.

Одной из главных особенностей Blender3d’a является его унифицированный минималистичный интерфейс. В нем вы не найдете огромных панелей с инструментами, длинных меню со множеством вложенных подменю, содержащих всевозможные действия.

Все основные операции осуществляются посредством “горячих клавиш” (“хоткеев”). В большинстве случаев это не значит, что вы не сможете без них абсолютно ничего сделать, но, работая только мышью, вы будете работать крайне медленно и крайне неэффективно, так как часть функционала в графическом интерфейсе вы просто не найдете.

bl4
В основе интерфейса лежит идея неперекрывающихся окон — Blender3d всегда отображается единым окном, разделенным на рабочие области — подокна. На самом деле с 2.5х появилась возможность отсоединять подокна в отдельные независимые окна, но данная возможность мало используется и в рамках данной статьи освещена не будет.
Кроме того, каждое подокно Blender3d универсально, то есть способно отображать в себе любую подсистему.  В списке подсистем вы можете найти такие вещи, как: 3d-вид (то, что представляет собой окно навигации по 3d-пространству), редактор текстурных координат (UV Editor), редактор кривых анимации (GraphEditor), редактор настроек, обозреватель файлов и т.п. Весь функционал Blender3d представлен в виде подсистем и может быть отражен в любом подокне.Возможно  работать в 2 (и более) подокнах одновременно— любое подокно может быть разделено на части и слито из двух более мелких подокон посредством манипуляций со специальным маркером в углу подокна.

bl5
Таким образом, вы можете гибко подстраивать рабочее пространство под себя с учетом текущих работ в Blender3d. Для ленивых в верхнем меню есть заготовки, позволяющие быстро переключаться между раскладкой подокон для моделирования, анимации прочими режимами работы.

bl6

Все настройки, сделанные в интерфейсе и настройках Blender3d вообще, хранятся в файле проекта, который вы создадите и сохраните. Если этот файл пошлете кому-то и он откроет файл без дополнительных настроек — ваша рабочая среда в виде расположения окон и прочих настроек без изменений будет применена на другой машине. Практически всегда это не нужно и приводит к дискомфорту в работе, поэтому одной из рекомендаций будет не открывать файлы по ассоциации, а стартовать Blender3d и в меню File / Open снимать галочку “Load UI”, чтобы подгрузить проект, а личные настройки оставить без изменений. Другим вариантом неиспользования настроек из файла проекта будет снятие галочки “Load UI” в настройках свойств Blender3d, но обзор данных настроек выходит за рамки данной статьи.
Так как настройки хранятся внутри blend-файла проекта, то разработчики решили это использовать для хранения стартовых (глобальных настроек) системы. Можно настроить раскладку подокон по умолчанию, настроить раскладку хоткеев и сохранить проект по умолчанию через комбинацию Ctrl+U (Save as default). В следующий раз, когда вы запустите Blender3d, он откроет файл проекта по умолчанию, хранящийся в профиле пользователя операционной системы.
Теперь немного о системе сохранения. В данном редакторе необходимо изначально именовать и далее регулярно сохранять результаты вашей работы.


Основные операции в Blender3d - это:

  • Перетаскивание(Grab),
  • Вращение(Rotate),
  • Масштабирование(Scale).

Все эти операции работают во всех окнах и во всех режимах одинаково.

Для навигации по основным проекционным видам используется Numpad (цифровая клавиатура справа от основного блока):

  • вид спереди Front (NumPad1),
  • вид справа Right (NumPad3),
  • вид сверху Top (NumPad7),
  • вид сзади (Ctrl+NumPad1),
  • слева Left (Ctrl+NumPad3),
  • снизу Bottom (Ctrl+NumPad7).

Переключение режима вида с перспективного на ортогональный и наоборот осуществляется клавишей NumPad5. Разница между проекциями показана на картинке:

bl7

При работе с GRS очень удобно использовать комбинации с клавишами X,Y,Z. Это позволит вам таскать, вращать или растягивать объект строго по указанной оси. К примеру, вы нажимаете S, затем Y и далее растягиваете модель только по Y. Для завершения просто кликните мышкой. Но как быть, если нужно растянуть объект к примеру строго в 2 или 3.5 раза? Опять же набираете нужную комбинацию, но теперь для точного изменения просто наберите цифры на клавиатуре. Не то набрали? Не страшно, нажмите Backspace и просто заново вводите до получения желаемого результата. Для подтверждения завершения операции необходимо нажать Enter, для отмены — Esc. Тот же прием используется, если, например, необходимо выполнить трансформацию объекта по двум осям и исключить изменения по третьей — следует нажимать Shift + имя одной из осей, изменения по которой надо исключить (X, Y, Z).
Клавиша Esc является клавишей отмены любого активного действия. Она вам пригодится, если допустим вы начали менять рамер объекта мышью, но вдруг вам потребовалось его вернуть в прежнее состояние. Подгонять вручную по пикселям весьма трудно, а нажав Esc, вы просто сделаете отмену редактирования.
Практически все действия осуществляются над выбранными объектами.

Для выбора всех объектов / снятия выделения существует клавиша A (Select All).

Кроме того, вы можете указать прямоугольную (клавиша B), круглую (клавиша C) или произвольную (Лассо, Ctrl+ЛКМ) область выделения.

Для более точного выделения строго определенных элементов используйте правую кнопку мыши, при зажатом Shift.
Несколько слов о навигации в пространстве. Вы можете вращать камеру вокруг выделенного элемента или общего центра выделенных элементов при помощи средней кнопки мыши. При снятии выделения, вращение будет происходить вокруг последнего выделенного элемента. Перетаскивание камеры (Panning) в одной плоскости осуществляется посредством комбинации Shift+средняя кнопка мыши. Для приближения или отдаления камеры используйте колесо мыши.
В Blender3d есть несколько режимов, в каждом из которых может находиться объект и каждый из которых позволяет выполнять определенный набор операций над этим объектом.

bl8

В “Object mode” объект отображается без вспомогательных линий, точек, панелей и прочего — монолитный неделимый элемент.
Если в “Object mode” вы работаете с объектом как с единым целым, то в “Edit mode” вы будете работать с объектом как с набором элементов. Стоит отметить, что если у вас на сцене 2 и более объектов, то переходя в “Edit mode” будет вы будете работать лишь с последним выделенным (последним в выделении). Перейдя в данный режим, вы увидите элементы объекта (вершины, грани, ребра), с каждым из которых можно будет работать отдельно и выполнять определенный набор действий. В “Edit mode” вы будете проводить большую часть времени.
Для смены режима можно использовать кнопку на панели (см. последнюю картинку), либо клавишу Tab. На самом деле Tab выполняет переключение между двумя последними режимами работы, по умолчанию ими являются “Object mode” и “Edit mode”.
Как уже было сказано ранее, каждый полигональный объект состоит из трех типов составляющих: вершин (Vertices), ребер (Edges) и граней (Faces). В каждый момент времени можно работать только с одним типом составляющих (можно включить возможность редактирования всех элементов одновременно, но в рамках данной статьи это не будет освещено). Переключение между ними осуществляется комбинацией Ctrl+Tab. и выбором нужного пункта меню.

Ну и напоследок для справки(шпаргалки), список всех рассмотренных хоткеев из данной статьи(квадратные скобки “[ ]” указывают опциональность, вертикальная линия “|” указывает на альтернативы):

Работающие единообразно везде:
G [X | Y | Z] [число, Enter] — перемещение.
R [X | Y | Z] [число, Enter] — вращение.
S [X | Y | Z] [число, Enter] — масштабирование.
Numpad1 — проекция “вид спереди”.
Numpad3 — проекция “вид справа”.
Numpad7 — проекция “вид сверху”.
Ctrl+Numpad1 — проекция “вид сзади”.
Ctrl+Numpad3 — проекция “вид слева”.
Ctrl+Numpad7 — проекция “вид снизу”.
Numpad5 — переключение между ортогональным и перспективным проецированием.
Tab — быстрое переключение режимов.
A — выделить все / снять выделение.
B — выделение прямоугольником.
C — выделение кругом с рисованием мышкой.

Режим “Edit mode”:
Ctrl+Tab — переключение между Vertices / Edges / Faces.

 


Оригинал статьи - http://freehabr.ru/blog/graphics/1227.html

Оставьте свой отзыв:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

 

Новости в Twitter и Facebook

  подписка на новости в twitter              Подписка на новости facebook

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Новые информационные технологии и программы