Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Blender - пакет для создания трёхмерной компьютерной графики

Blender - свободный пакет для создания трёхмерной компьютерной графики, включающий в себя средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео, а также создания интерактивных игр.

Установка бинарных файлов
 

Blender доступен как в виде бинарных исполняемых файлов, так и в виде исходного кода на сайте Blender Foundation (http://www.blender.org/). На главной странице следует выбрать секцию 'Downloads'.

 
Скачивание и установка бинарных дистрибутивов

Бинарные дистрибутивы доступны для 6 основных семейств операционных систем:

  • Windows
  • Linux  
  • MacOSX  
  • FreeBSD  
  • Irix
  • Solaris

 

Бинарные дистрибутивы для операционных систем Linux доступны для двух аппаратных архитектур x86 (процессоры Intel и AMD) и PowerPC; плюс еще две опции на выбор: со статической или динамической загрузкой библиотек.

 

Python, Скриптовый язык

Python это скриптовый язык общего назначения, для которого был разработан специальный интерфейс для взаимодействия со всеми внутренними функциями Blender'а из этого языка. Рекомендованная версия Python'а обычно поставляется вместе с дистрибутивом, однако вы можете самостоятельно скачать Python, и установить его отдельно. Большинство функций не зависят от Python; единственное исключение это меню Help которое открывает внешние ссылки в веббраузере. Поскольку справочное руководство не включено в Blender; вы должны скачать свежую wiki или pdf версию руководства пользователя, находящегося на Blender.org.

Создание структуры директорий

Если вы новичок, и не имели дела с Blender'ом на своем ПК, то вы наверняка захотите сохранить определенный порядок, потому как вы очень быстро накопите множество моделей, текстур, картинок, .blend файлов, .zip файлов, скриптов, и пр. Свалив все это в одну директорию, вы вскоре окажетесь в замешательстве, поэтому рекомендуется потратить несколько минут для создания пары-тройки папок, чтобы содержать вещи в порядке.

Для большинства пользователей, рекомендованной структурой, создаваемой на жестком диске вашей рабочей станции, будет:
C:\Blender - общая папка, содержащая следующие подпапки:
\bin\ - скачанные бинарные файлы (установочные exe'шки), утилиты и аддоны вроде Yafray, Python, Gocubic, Virtual Dub, и пр.
\examples\ - работы сделанные другими (картинки, ролики) для изучения оффлайн
\lib\ - библиотека справочных материалов (далее подробнее об этом)
\man\ - руководства пользователя, pdf руководства вроде Blender Basics, видеоролики от экспертов, карточки-шпаргалки и заметки из серии 'как сделать', написанные вами
\play\ - ваша игровая площадка; директория в которой будут хранится .blend файлы просто чтобы "играться" с ними
\script\ - python скрипты, которые не идут вместе с Blender'ом
\tmp\ - место для временных файлов; место для свопа
\tut\ - уроки "как сделать" собранные из Веб. Там есть еще множество видеороликов и вебстраничек (сохраняйте вебстраницы целиком).
\util\ - Blender утилиты, вроде Make Human, World Forge и Tree Generator.
\work\ - И, наконец, но не в последнюю очередь, если вы когда-нибудь созреете на более-менее серьезный проект, который подвигнет вас за пределы игровой площадки, положите его сюда.


Объяснение структуры папок

Основная папка это /Blender/, которую я держу на ХР внутри папки /Shared Downloads/. Создайте подпапку /Blender/bin/, чтобы складывать скачанные бинарные или инсталляционные .exe файлы, как и прочие исполняемые программы относящиеся к Blender'у, вроде Yafray, и тех полезных DLL'ок, которые вы будете использовать для расширения функциональности Blender'a.
Библиотека: Я знаю, вы хотите создать свой мир, но уже существует великое множество моделей и прочего материала, выложенного на просторах www, созданного другими творческими людьми. И, чтобы совладать с этим изобилием готовых знаний - создайте библиотеку (/Blender/lib/), для хранения такого материала. Поддиректориями в ней могут быть, например, /mesh (для хранения файлов мешей), /tex для текстур и /pic для изображений, например, рефренсных (эталонных) изображений. У меня в директории /blender/lib/mesh имеются поддиректории /animal, /human, /machine, и /house, содержащие файлы моделей соответствующих категорий. Директория /tex содержит подобный набор папок содержащих jpg'ги и даже blend файлы с настройками материалов, используемых для раскрашивания объектов. Моя папка /tex содержит поддиректории /nature, /buildings, /painted, и /metal. Папка /pic содержит рефренсные изображения людей (Angelie Jolie), лица (моя дочь), мебели, моей машины (Dodge Viper), и других рефренсных изображений и эскизов, которые я захочу использовать как эталоны при моделировании.
Руководства пользователя и другие справочные материалы: Создайте папку /Blender/man/ чтобы складывать руководства пользователя и другие справочные материалы в формате html, word (.doc) и/или .pdf. Их будет не так много на самом деле. Также, используйте эту папку, чтобы хранить локально оффлайн-копии этих wiki страничек.
Уроки: Существует масса различных уроков доступных для скачивания. Создайте директорию /Blender/tut/ для хранения уроков, которые вы найдете. Некоторые из уроков выкладываются в сеть в частном порядке и могут исчезнуть, поэтому если вы нашли урок, который вам помог, скачайте его в эту папку.
Python скрипты: Blender использует скриптовый язык, Python, для расширения своей функциональности. Существует сотни подобных скриптов, которые могут быть загружены blender'ом. Скрипты, которые вы найдете, сохраняйте в директорию /Blender/script/, туда же складывайте командные файлы, написанные вами, для создания резервных копий и пр.
Утилиты: Blender развился до той степени, когда для него существуют законченные программы, которые создают удивительные вещи. Храните ваши утилиты, например, MakeHuman и WorldForge в /Blender/util/.
За дело!: Значит, ТЕБЕ нужно немного собственного пространства, мой юный падаван. Создайте директории /Blender/play/ и /Blender/work/, чтобы хранить пробные файлы, и, когда вы созреете на серьезный проект, рабочие файлы. Я использовал Blender, при создании рекламы, документального фильма про Нигер и патента (#6,796,205). Поэтому у меня есть поддиректория в папке /Blender/work для каждого из этих проектов. Внутри папки /Blender/work/ имеется папка для каждого проекта, а внутри нее, набор папок /tex, /pic, /render, и /wav для текстур, изображений, рендеров, и звуковых файлов, соответственно. Актуальные blend файлы хранятся в папке /work/xxx/ folder, где xxx краткое имя проекта. Папка /Blender/play/ разделена на Yafray, anim (анимации), Light и другие директории; вроде большого сорного ведра, в котором я роюсь, когда вспоминаю, что делал нечто, , но не могу вспомнить, как сделать это снова.


Настройка вашего Blender'a

Базовая установка Blender'a имеет тонны опций и симпатичный внешний вид. При установке обновления, есть пара вещей, которые вы, наверняка, хотели бы сделать:
Указать Blender'у путь к ресурсам на вашей машине
Скопировать и проверить на совместимость пользовательские python скрипты
'Сказать' Blender'у где находятся процедурные и текстурные плагины
Настроить рабочие столы: animation, model, material, sequence и scripting
Задать директорию для анимаций, использующуюся по умолчанию

Верхнее окно содержит все Настройки Пользователя, включая закладку путей к файлам, которые вам следует задать. Затем, идем в папку \Blender\Scripts\ и копируем скрипты, не вошедшие в дистрибутив, в директорию .blender\scripts. Указываем пути к текстурным и процедурным плагинам в Настройках Пользователя; мои лежат в отдельных папочках внутри \Blender\bin. Вы можете переключаться между рабочими столами при помощи выпадающего меню, расположенного на экране сверху слева. Вы можете изменять размеры и расположение каждого из элементов по своему вкусу (для новичков установки по умолчанию будут оптимальными). Наконец, сохраняем все нажатием клавиш Ctrl U.

Windows
Быстрая установка

Скачайте файл blender-2.##-windows.exe, (2.## - номер версии) из раздела закачек вебсайта Blender'a. Запустите инсталляцию двойным кликом по файлу. Программа установки задаст вам несколько вопросов, для большинства из которых значения по умолчанию будут оптимальным выбором. После завершения установки вы сможете сразу же запустить Blender, воспользовавшись ссылкой из меню "Пуск".

Подробные инструкции

1. Скачайте файл blender-2.##-windows.exe из раздела 'Downloads' вебсайта Blender'a. Выберите скачать (если спросят), выберите место на жестком диске и нажмите "Сохранить". Затем перейдите к сохраненному файлу и двойным щелчком запустите процесс инсталляции.
2.Первое диалоговое окно предложит вам ознакомиться с лицензией. В принципе, следует принять условия лицензии, чтобы продолжить установку. После того, как вы согласились с условиями лицензии, нажав клавишу "I Agree", вы можете выбрать устанавливаемые компоненты (хотя он там всего один - Blender) и дополнительные действия. Их три: Add a shortcut to the Start menu (добавить ярлык в меню "Пуск"), Add Blender's icon to desktop (добавить иконку Blender на рабочий стол), associate .blend files with Blender (открывать.blend файлы с помощью Blender'a). По умолчанию все они отмечены галочками. Если какое либо из перечисленных действий вам не нужно – просто снимите галочку. Когда закончите, нажмите кнопку Next.

3.Выберите место, куда вы хотите установить файлы (место, заданное по умолчанию, обычно самое оптимальное), и кликните кнопку Next. Здесь вам предложат выбрать расположение директории .blender, в которой Blender хранит настройки пользователя, а также прочие служебные файлы (рекомендации аналогичны предыдущим). Чтобы начать процесс установки кликните кнопку Install, по завершении которой вам предложат запустить Blender немедленно. Нажмите Close, чтобы завершить процесс установки окончательно.
4.Поздравляем, Blender теперь установлен в вашей системе и может быть запущен из меню "Пуск" (см. в папке "Blender Foundation", что была создана во время установки) или по двойному щелчку на Blender файлах (*.blend).
Портативная Установка

Если, как и множество других людей, вы а) одержимы Blender'ом, или b) имеете USB диск - вам было бы интересно узнать, что Blender прекрасно работает с флеш-диска. Достаточно скачать .zip версию и распаковать ее там. Единственно, что вам наверняка захочется запретить Blender'у использовать флеш-диск для хранения видео вывода или других временных файлов, чтобы сохранить драгоценное место. В остальном же Blender работает безупречно.


OSX
Установка

1. Скачайте файл blender-2.##-OSX-10.3-py2.#-[platform].zip из раздела закачек с вебсайта Blender'a. (2.## это версия Blender'a, текущая 2.43, py2.# версия языка python, что должна быть как минимум 2.3, и [platform] либо powerpc либо i386 (Intel), в зависимости от типа процессора вашего Mac.) Распакуйте и запустите файл двойным кликом. Это откроет директорию с несколькими файлами.
2. Поскольку Blender использует OpenGL для отображения пользовательского интерфейса и Mac OSX также рисует весь Рабочий стол через OpenGL, поэтому вам придется позаботиться о достаточном количестве VRAM в вашей системе. Blender не запустится с менее чем 8МБ VRAM. Имея всего 16 МБ VRAM, придется перевести дисплей в режим "тысяч цветов" (System Preferences -> Displays).
Теперь вы можете запустить Blender двойным щелчком по иконке Blender'a. Или перетащить иконку Blender'a в Док, чтобы добавить его иконку туда. По умолчанию Blender запускается в маленьком окне. Советы и рекомендации по OSX версии можно найти в файле OSX tips.rtf в установочной директории.
Если Blender не запускается, убедитесь что вы скачали правильную версию; очень часто, новички Blender случайно скачивают Python версии 2.4; попробуйте использовать Python версии 2.3 если Blender не хочет запускаться.


Linux
Быстрая установка

1. Скачайте файл blender-2.##-linux-glibc#.#.#-ARCH.tar.gz из раздела 'Downloads' вебсайта Blender'a. Где 2.## это версия Blender'a (текущая 2.43), #.#.# это версия glibc, что должна быть установлена на вашем компьютере, и ARCH это архитектура вашего ПК – т.е. i386 или powerpc. Выберите тот, что соответствует вашей системе, помня о разнице между статическими и динамическими сборками.

2. Распакуйте архив в выбранное место. Это создаст директорию с именем blender-2.##-linux-glibc#.#.#-ARCH, внутри которой вы найдете бинарный файл blender.

3. Чтобы запустить Blender, откройте shell и выполните ./blender, естественно, X-ы должны быть запущенны при этом.


Подробные инструкции

1. Скачайте файл blender-2.##-linux-glibc#.#.#-ARCH.tar.gz из раздела 'Downloads' вебсайта Blender'a. Выберите скачать (если спросят), выберите место на жестком диске и нажмите "Сохранить". Затем перейдите туда, куда вы хотите установить Blender (например, /usr/local/) и распакуйте архив (для tar xzf /путь/до/blender-2.##-linux-glibc#.#.#-ARCH.tar.gz). А еще, для удобства, вы можете переименовать конечную директорию из blender-2.##-linux-glibc#.#.#-ARCH во что-нибудь более короткое, например, просто blender.

2. Blender теперь установлен и может быть запущен из командной строки, для чего запускаем shell, вводим /путь/до/blender и жмем enter (естественно /путь/до/ надо заменить на "реальный" путь, а то мало ли...). Если вы используете KDE или Gnome вы можете запустить Blender из файлового менеджера, перейдя к исполняемому файлу Blender'a, по (двойному) клику на нем.

3. Если вы пользуетесь менеджером окон Sawfish, то наверняка захотите добавить строчку, вроде, ("Blender" (system "blender &")) в файл .sawfish/rc.
Чтобы добавить иконки для Blender'a в KDE
Выберите "Menu Editor" из подменю System, основного меню K.
Выберите подменю "Graphics" из списка.
Нажмите кнопку "New Item". В появившемся диалоге введите подходящее название и нажмите "OK".

Вы снова в списке меню, подменю Graphics раскрыто, а ново созданный объект выделен. Следует позаботиться о том, чтобы следующие поля, из секции справа: "Name", "Comment", "Command", "Type" и "Work Path" - были заполнены.

Поле "Name" должно быть уже заполнено, но вы можете изменить его в любой момент.

Заполните поле "Comment". В результате, он будет отображаться в виде надписи, возникающей над иконкой при наведении мыши.
Кликните на иконке с изображением папки, расположенной в конце поля "Command", чтобы открыть иконку blenderpublisher. Выберите иконку для программы и нажмите "OK", чтобы вернуться в редактор меню.
Тип(type) должен быть "Application".
Рабочая директория (work path) должна совпадать с "Command", за исключением опущенного имени программы. Например, если поле command содержит /home/user/blender-publisher-#.##-linux-glibc#.#.#-ARCH/blender, work path должен быть /home/user/blender-publisher-#.##-linux-glibc#.#.#-ARCH/.
Нажмите Apply и закройте Menu Editor.
4. Чтобы добавить ярлык на панель "KPanel", правым кликом на свободном пространстве панели "KPanel", вызываем контекстное меню, наводим курсор на пункт "Add". Кликаем Button, затем Graphics, и выбираем Blender (или как вы его назвали на шаге 3). Иначе, кликаем подменю Configure Panel в "K" меню, далее Add, Button, Graphics, и затем Blender.
5. Чтобы добавить иконку Blender'a на Рабочий стол, откройте Konquerer (находится на KPanel по умолчанию, или в System, подменю в "K" меню) и перейдите к иконке blenderpublisher, туда куда распаковали дистрибутив. Удерживая левую клавишу мыши, перетащите иконку из Konquerer на свободно е место на Рабочем столе. Вас спросят "Скопировать" (Copy Here), "Переместить" (Move Here) или "Создать ярлык" (Link Here); выберите создать ярлык.

6. Чтобы добавить иконки для Blender'a в GNOME

Выберите "Edit menus" из подменю Panel в GNOME меню.
Выберите подменю "Graphics" и кликните кнопку "New Item".
В правой панели заполните поля: Name:", "Comment:" and "Command:". Введите в поле "Name:" название программы, например "Blender". Вы можете назвать его как угодно, потому что это влияет только на отображение в меню. Поле "Comment:" должно содержать краткое описание, которое будет всплывающей подсказкой. В поле "Command:" нужно ввести полный путь к исполняемому файлу Blender'a, например, /home/user/blender-publisher-#.##-linux-glibc#.#.#-ARCH/blender
Нажмите кнопку No Icon, чтобы выбрать иконку. Может не оказаться иконки для Blender'a в расположении по умолчанию. Вы можете создать ее или поискать ту, что идет с KDE. Это должно быть что-то вроде /opt/kde/share/icons/hicolor/48x48/apps/blender.png. Если ваша инсталляционная директория отличается – вы можете найти этот файл через Терминал или Консоль, командой: find / -name "blender.png" -print
Нажмите кнопку Save и закройте Menu Editor.

7. Чтобы добавить иконку на Panel, правым кликом на свободном месте на Panel, вызываем контекстное меню, затем выбираем Programs, Graphics, а затем Blender. Иначе, вы можете кликнуть GNOME меню, выбрать Panel, Add to panel, Launcher from menu, затем Graphics и Blender.
8. Чтобы добавить иконку Blender'a на Рабочий стол, откройте Nautilus (двойной клик на иконке Home в верхнем левом углу Рабочего стола, или кликнув GNOME меню, затем Programs, Applications, и Nautilus). Переходим в папку, содержащую иконку blenderpublisher. Правым кликом перетаскиваем ее на Рабочий стол. В появившемся меню выбираем Link Here.


FreeBSD
Установка

1. Скачайте файл blender-2.##-freebsd-#.#-i386.tar.gz из раздела закачек вебсайта Blender'a. Где 2.## версия Blender'a, текущая 2.41, #.# это версия FreeBSD и i386 - аппаратная архитектура.
2. Чтобы запустить Blender просто откройте shell и выполните ./blender, при запущенных X-ах, естественно.


Irix
Установка

 

1. Скачайте файл blender-2.##-irix-6.5-mips.tar.gz из раздела 'Downloads' вебсайта Blender'a. Где 2.## версия Blender'a (текущая 2.41), 6.5 это версия Irix и mips - аппаратная архитектура.
2. Чтобы запустить Blender просто откройте shell и выполните ./blender, естественно при запущенных X-ах. Поскольку Blender изначально разрабатывался для платформы IRIX, но сейчас не имеет активной поддержки для всех версий рабочих станций IRIX. Для некоторых рабочих станций были замечены проблемы производительности.

Solaris
Установка

1. Скачайте файл blender-2.##-solaris-2.8-sparc.tar.gz из раздела 'Downloads' вебсайта Blender'a. Где 2.## версия Blender'a (текущая 2.42a), 2.8 это версия Solaris и sparc - аппаратная архитектура.
2. В настоящий момент нет никаких дальнейших инструкций доступных для Sun Solaris. Пожалуйста, посетите форумы на вебсайте Blender'a для получения поддержки.


Компиляция исходников
На сегодняшний день существуют четыре среды сборки для создания бинарных файлов для различных поддерживаемых операционных систем. Обратитесь к этой странице для получения большей информации о компиляции пользовательского дистрибутива для вашей машины.

Поддержка железа
Blender поддерживает 64-bit аппаратные платформы использующие операционную систему unix 64-bit, снимая ограничение в 2ГБ адресного пространства. Ведется работа по поддержке операционной системы Windows 64-bit (для получения помощи связывайтесь с разработчиками!)
Blender поддерживает много ядерные чипы CPU, вроде Intel Core-Duo или AMD X2, обеспечивая потоки, что позволяет задействовать несколько ядер параллельно при ренднринге изображения.
Blender поддерживает большинство наладонников на всех основных операционных системах, в частности OS X, Windows XP и Linux.

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий


 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии