Новые информационные технологии и программное обеспечение
  RSS    

20231229 200x300 0d249f2d3676e05c1a28a375dff09c2a



Какой кабель выбрать для аудиотехники?

Межблочный и акустический кабели являются полноправными компонентами звукового тракта. Нередко достоинства и недостатки звучания тракта их владельцы целиком перекладывают на остальные компоненты аудиосистемы. А зря – недостаточно качественные соединители способны практически  уничтожить звук, превратив его в блеклое выцветшее полотно, очень далекое от замысла исполнителя.

  Перечислю эффекты которые я лично встречал при смене кабелей:

  • изменение тонального баланса;
  • временное рассогласование инструментов (впечатление несогласованной игры музыкантов). Опережение или отставание одних инструментов от других.
  • изменение динамического диапазона записи (сближение уровней самых громких и тихих звуков);
  • изменение микродинамики;
  • изменение макродинамики (особенно в записях симфонической музыки);
  • изменение ширины звуковой панорамы, изменение локализации мнимых источников звука, вплоть до невозможности их локализации.
  • эффект приближения-удаления мнимых источников звука, изменение виртуальной звуковой сцены;
  • эффект зернистости (неслитности, прерывистости звука);
  • изменение эмоциональности, душевности исполнения;
  • утомляемость, легкость воcприятия или наоборот дискомфорт (вплоть до головной боли) от прослушивания музыки.

  Я перечисляю эти эффекты для того, чтобы Вы представляли себе на что нужно обращать внимание при процедуре подбора кабелей. Впрочем, это далеко не все. Все наши дальнейшие рассуждения основываются на том, что Вы уже предприняли меры по согласованию и настройке остальных элементов тракта. Если Вы этого не сделали то рекомендую, как вариант, попробовать воспользоваться рекомендациями из статьи “Ловля блох по научному  или как определить слабый компонент в вашей Hi-Fi & Hi-End аппаратуре”, или схожими способами.

  Кроме этого очень рекомендую в процессе настройки тракта обратить внимание на оптимальный подбор фазы электропитания для каждого активного компонента тракта. Т.е. для источника (проигрыватель дисков), усилителя (ресивера) нужно найти такое положение вилки шнура электропитания при котором их звук наиболее правилен. Для одного источника сигнала и усилителя количество вариантов положения вилок составляет всего-лишь 4-е. Поэтому не поленитесь в выполните эту процедуру. При данных переключениях обращайте в первую очередь внимание на такие параметры звучания, как динамический диапазон, тональный баланс и стереопанорама в ширину и глубину. Даже если не верите в данную процедуру, то попробуйте, результат Вас удивит.

  Кроме этого, надеюсь, что акустические системы у Вас подключены к усилителю (ресиверу) не первым попавшимся или максимально дешевым кабелем. Иначе есть риск тщетности наших усилий по подбору межблочного кабеля. Для ориентира перечислю несколько удачных (достаточно дешевых, но не плохих) с моей точки зрения вариантов акустических соединителей, которые пригодны в контексте разговора для наших целей:

  • Oehlbach 1010, 2x4mm2 (недостатком является нечеткая, несфокусированная подача низкочастотного диапазона);
  • DAXX S52;
  • комбинация для подключения по бивайрингу.  Oehlbach 1010 на CЧ/ВЧ звено. Для подключения НЧ звена применяется кабель Cordial CLS 240 (2x4mm2);
  • DAXX S92;
  • Audio Magic, модель Magic Wonder;
  •  ZCross.

  Далее нам потребуются тестовые записи. В своей практике я для оценки межблочных кабелей использую следующие записи:

  • Luciano Pavarotti, 1999, “O Sole Mio! (The Best of Luciano Pavarotti)”,  track 6 “Caruso”
  • Roger Waters, 1992, “Amused To Death”, track 1 ”The Ballad Of Bill Hubbard”
  • Zakir Hussain, 1999, “Vanaprastham - The Last Dance”, track 3 “Kunhikuttan” 
  • Remember Shakti, 2001, “Saturday Night in Bombay”, track 2 “Shringar”
  • Getz, Stan & Gilberto, Joao, 1997, “Getz & Gilberto”,  track 1, ”The Girl From Ipanema”
  • Louis Armstrong,  1988, “What A Wonderful World”,  track 10 “La Vie En Rose”
  • Dave Stewart & Candy Dulfer, 1989,  “Lily Was Here”, track 1 “Lily Was Here”
  • Jon Anderson, 1988, “In The City Of Angels”, track 11, HURRY HOME (SONG FROM THE PLEIADES)

  Это не значит что Вы должны пользоваться ими, но Вам в любом случае придется из известного Вам звукового материала подобрать перечень тестовых записей, которые позволят оценивать различные аспекты звучания тракта. Т.е. Вы должны быть знакомы со звучанием всех этих записей на вашем звуковом тракте еще до процедуры оценки кабелей. При подборе тестовых записей постарайтесь сформировать их набор так, чтобы среди них присутствовали 1-2 записи позволяющие оценить все аспекты звучания тракта. Остальные записи набора должны отбираться таким образом, чтобы с помощью одной конкретной записи можно было в первую очередь судить об каком-то отдельном аспекте звучания. Далее тестовые записи должны быть отранжированы по степени важности. Этот порядок и нужно будет соблюдать при проведении самого сравнения кабелей. Оптимально выстроить последовательность таким образом, чтобы первыми шли записи позволяющие оценивать звучание тракта в целом, а далее с соответствии в важностью того или иного аспекта звучания, по убывающей важности. Это позволит Вам досрочно прекратить процедуру тестирование если один из кабелей уступает другому по наиболее важным критериям.

  В том случае, если Вы собираетесь использовать собственный набор тестовых записей следует, то следует использовать для его составления только качественные диски. Желательно преобладание тестовых дисков с записью “живых”, хорошо знакомых по звуку, а не электронных инструментов. В этом случае оценки натуральности звучания окажутся более верными.

  Нелишне будет помнить о том, что до начала тестирования:

  • ваша аппаратура должна быть прогрета. Недопустимо проводить тестирование на новой аппаратуре. Обычно параметры звучания новой аппаратуры стабилизируются после 120-150 часов использования;
  • тестирование кабелей должно начинаться не ранее 20-30 минут после включения  аппаратуры. Во время переподключения кабелей выключение аппаратуры недопустимо;
  • все кабели (межблочные и акустические), в том числе и кабели-кандидаты, должны пробыть в общей эксплуатации не менее 120 часов, для стабилизации параметров. Участие в тесте кабелей не прошедших предварительную эксплуатацию в течение указанного времени недопустимо, т.к. не позволит сделать корректные выводы;
  • перед тестированием кабелей для каждого из них должна быть проведена проверка наилучшего с точки зрения качества звука направления включения. Во время теста все кабели включаются в оптимальном направлении включения;
  • до начала процедуры тестирования должен быть выставлен уровень громкости в точке прослушивания. До окончания тестирования регулировка громкости недопустима. Уровень громкости лучше выставить в пределах 93-96Дб по максимальному уровню среди тестовых записей.

  В нашем случае целью оценки кабелей является максимальное раскрытие возможностей вашей системы путем выбора наилучшего межблочного кабеля. Так как самым главным слушателем вашей системы являетесь именно Вы, то оценка звучания производится, в первую очередь, по своему слуху, и соответственно прослушивание кабелей  лучше проводить в  вашей системе либо более высокого уровня, но по подаче звука схожей с вашими пристрастиями. Не пытайтесь заниматься этим в каком-либо салоне или магазине, т.к. напрасно потратите свое время и скорее всего придете к неверным выводам. Обстановка в таких местах далека от идеальной, по причине большого количества отвлекающих внимание факторов - звуковых (фоновые шумы), визуальных, психологических. Вы даже не сможете элементарно сосредоточиться на самой процедуре. Даже в домашних условиях нужно подготовиться к тому, чтобы Вам не мешали посторонние шумы, не отвлекали от самой процедуры звонками, разговорами, не было помех в электросети (например от работающей печи СВЧ или ПК).

  В процедуре сравнения всегда должны участвовать в один момент времени только два кабеля, независимо от их общего количества, если у Вас более 1-го кабеля-кандидата. Т.е. в начальный момент времени мы берем кабель-претендент и референсный кабель. На первом  этапе референсным кабелем обязательно должен выступить экземпляр уже используемый в тракте. Именно с ним производится сравнение влияния на звучание аудиотракта кабеля-претендента. Далее выбирается только одна тестовая запись и производится оценка звучания тракта при включении сначала референсного кабеля, а затем кабеля-претендента. Для принятия решения в пользу того или кабеля, после прослушивания кабеля-претендента очень полезно вернуть референсный кабель на место и вновь прослушать ту же тестовую запись. Тут есть один тонкий момент связанный с восприятием человека. Дело в том, что изменение качества звучания в лучшую сторону воспринимается значительно слабее, т.е. менее заметно, чем переход в обратную сторону. Поэтому повторное прослушивание с референсным кабелем, позволяет нам четко определить, было ли улучшение звучания на самом деле в случае кабеля-претендента. Т.к. каждая тестовая запись позволяет нам выявлять лишь некоторые аспекты звучания обеспечиваемого трактом, то вышеописанную процедуру сравнения необходимо повторить для каждого тестового фрагмента. Лишь после этого можно будет вынести вердикт о преимуществах того или иного кабеля друг перед другом. При этом можно выявить проявляются ли эти преимущества в аспектах наиболее значимых для данного конкретного слушателя.

  Если кабелей претендентов несколько, то сначала каждый из них должен быть сравнен с референсным кабелем. По итогам данного сравнения среди кабелей претендентов отбираются те, которые имеют явные преимущества перед референсным кабелем. Среди отобранных кабелей выбирается наилучший. Это легко сделать с учетом результатов оценок выставленных на каждой тестовой записи. Теперь наилучший кабель становится референсным и с ним повторно проводится сравнение уже отобранных кабелей-кандидатов. Таким образом последовательно выбирается кабель-победитель теста, как наиболее соответствующий критериям высокачественного звуковоспроизведения с точки зрения владельца аудиотракта.

  Не забывайте, что во время прослушивания не стоит домысливать музыки. Не нужно напрягать воображение и  приписывать звучанию, того чего в нем нет. Если Вы действительно услышите (или наоборот) какие-то новые оттенки звучания, то это произойдет не на грани восприятия или воображения, а будет ощущаться явно, как явный прирост качества звучание либо его недочет.

  При прослушивании лучше расслабиться и честно признаться себе, доставляет ли удовольствие звучание при использовании в тракте данных кабелей. Если ответ положительный, можно чуть-чуть уже сосредоточиться  и на более тонких деталях.

 

Терминология.

  •   Тональный баланс – способность аудиотракта правильно передавать соотношения тонов входного сигнала.
  •   Тембр – окраска звука. Определяется числом и частотой обертонов. Состав последних типичен для разных источников звука и музыкальных инструментов.
  •   Тембральный баланс - способность аудиотракта правильно передавать соотношения обертонов входного сигнала.
  •   Динамический диапазон – разница между максимальным и минимальным уровнем громкости в звуковой передаче.
  •   Макродинамика – способность аудиосистемы передавать значительные перепады динамического диапазона записи с сохранением пропорций громкости отдельных инструментов.
  •   Микродинамика – способность звукового тракта передавать мельчайшие изменения звукового сигнала.
  •   Пространственное разрешение – способность аудиотракта к правильной локализации источников звука присутствующих во входном сигнале в пространстве сцены в ширину и в глубину.
  •   Масштаб сцены – способность аудиотракта к построению виртуального звукового пространства  воспринимаемого слушателем.
  •   Разборчивость (относится к вокалу) – отношение числа правильно распознанных слушателем слогов к общему числу произнесенных слогов. При экспертных оценках  используются специальные сочетания слогов, исключающие возможность угадывания слога по смыслу.
  •   Разрешение – разборчивая передача аудиосистемой одного/нескольких одновременно звучащих инструментов.
  •   Детальность – способность аудиосистемы к передаче всех тонкостей и нюансов исходного сигнала.
  •   Реверберация – эффект послезвучание в закрытых помещениях, после того как источник звука перестал излучать звук. Возникает из-за многократного отражения звука от всех поверхностей помещения.
  •   Основной тон – наиболее низкий тон, создаваемый колеблющимся телом (источником звука).
  •   Интервал – отношение числа колебаний двух тонов.
  •   Октава - основной музыкальный интервал. Соответствует отношению частот 2:1.
  •   Обертоны – все тоны, кроме основного, создаваемые колеблющимся телом (источником звука). Если их частоты в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.) больше, чем число колебаний основного тона, то их называют гармоническими обертонами.
  •   Шум – совокупность очень большого числа отдельных тонов разной высоты и громкости.
  •   Интерференция – взаимно ослабляющее или усиливающее действие двух звуковых колебаний одинаковой частоты, прибывающих одновременно в одно место с разницей в фазах. При совершенно одинаковых фазах происходит увеличение, а при противоположных – уменьшение громкости.
  •   Биения – интерференция двух тонов, мало отличающихся по частоте. При биениях происходят периодические изменения амплитуды результирующих колебаний, получающихся от сложения основных тонов.

Оставьте свой комментарий!

Добавить комментарий


 

Быстрый поиск

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Сайт "Новые Информационные Технологии" содержит лишь справочные данные из открытых источников. Мы НЕ Рекламируем и НЕ Рекомендуем покупать или использовать ВСЕ упомянутые на сайте программы, оборудование и технологии