RSS    

Видеокурсы

Видеокурсы по ВТ



Контрактная система госзакупок - что изменилось?

госзакупки - что новогоВозвращаясь к ранее поднятой теме об изменениях в законе о госзакупках. Наконец-то принят новый системный закон и будет обновлено все нормативное обеспечение госзаказа.  Системность нового закона, регулирование всех этапов, от планирования до анализа результатов размещения госзаказа по логике разработчиков должна свести злоупотребления к минимуму. Стратегически же - положительный эффект этих норм во многом зависит от качества подзаконных актов, писем и разъяснений. Разумеется, - с учетом времени, которое потребуется на разработку классификаторов, стандартов качества и иных нормативов, сможет проявиться только в будущем. Но даже в таком виде, каким мы видим закон о госзакупках сейчас - у проверяющих органов сейчас появляются новые возможности: они получают полномочия по сквозному контролю всех этапов закупок.

Важно отметить, что в концепции нового закона был заложен принцип сквозного контроля за эффективностью системы и предполагалось создание федерального закупочного регулятора, способного выполнить такую сложную задачу. Но в принятом законе нет никакого регулятора — зато есть набор контролеров, которые все сведут к тотальному контролю. Контролю не за эффективностью, а за соблюдением формальных требований. И заказчикам, и компаниям нужно готовиться к увеличению числа проверок при исполнении ими госконтрактов. Ну, в общем, как всегда.

Другой пример — нормы об антидемпинге. В концепции, разработанной Минэкономразвития, было отмечено, что Федеральная контрактная система - что изменилосьодним из недостатков действующего сейчас законодательства является направленность на применение санкций к поставщику по факту невыполнения контракта, отсутствие механизмов защиты от неисполнения. Поэтому, в частности, предлагалось предоставить заказчикам право отстранять от тендеров участников, предложения которых отклоняются на 25% и более от начальной цены, чтобы в самом начале устранить риск неисполнения контракта, заключенного на демпинговых условиях. У ФАС иная позиция, которая теперь закреплена в законе: нельзя отстранять, надо требовать увеличения обеспечения (банковской гарантии на большую сумму). В случае неисполнения результат запрограммирован: бюджетные средства остались на счетах в казначействе, нарушитель наказан, но, главное, госзаказчик, а значит, и все мы, как потребители госуслуг, не получили необходимые товары и услуги, ради чего вся система госзаказа должна работать. И тем не менее - демпинг может со временем снизится до тех величин, которые можно будет считать статистической погрешностью.

Далее, в части способов размещения заказа первоначальная концепция, заключавшаяся в существенном расширении круга способов закупки, доступных для заказчиков, была реализована лишь частично. Закон полностью отказался от включения конкурентных переговоров, предусмотренных международными рекомендательными актами и позволяющих заказчику гибко подойти к определению победителя, и электронного магазина для типовых недорогих закупок. Применение способов, которые были включены (конкурс с предквалификацией, двухэтапный конкурс, запрос предложений), существенно ограничено прежде всего с целью недопущения злоупотреблений, то есть в пользу контролирующих органов и в ущерб реализации цели повышения эффективности сложных закупок.

А вот из принципиально новых норм первоначальной концепции, стимулирующих заказчиков эффективно размещать заказ и добросовестное поведение участников, почти ничего не реализовано. Возможно, в будущем бюджетное законодательство позволит заказчикам распоряжаться частью экономии, полученной при размещении, а добросовестные поставщики в редких случаях будут освобождены от предоставления увеличенного обеспечения.



Федеральная контрактная система - что новогоНо зато репрессивным нормам уделено повышенное внимание. Теперь у нас в реестры недобросовестных поставщиков будет включаться информация не только о проштрафившейся компании, но и о ее руководителе, членах правления и учредителях независимо от наличия их вины в нарушении закона. Реализован принцип объективного вменения — редкий пример отступления от принципа презумпции невиновности, когда лицо по формальным основаниям отвечает за действия иных лиц. Практически это означает, что от госзакупок будут автоматически отстранены все компании, в которых данные лица, например, являются учредителями.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные недостатки, нужно признать, что закон, пришедший на смену закону 94ФЗ сможет со временем стать более эффекивным способом трат государственных средств.

 

 

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Подписаться в соцсетях

вКонтакте · Twitter · Facebook · Telegram

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Новые информационные технологии и программы