RSS    

Видеокурсы

Видеокурсы по ВТ

Опасности в социальных сетях

Социальные сети

Программы для бесплатного просмотра online tv...  

Компьютер заражен? Есть несколько вариантов вылечить ПК...

Стандарт LTE - Long-Term Evolution - или стандарт связи четвертого поколения (4G) считается перспективным... 



Закон о Едином пространстве доверия при использовании ЭЦП (электронных подписей). Проект.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проект

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации,

2011, № 15, ст. 2036. № 27, ст. 3880) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области создания единого пространства доверия, использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.»;

2)    в статье 2:

а)    пункт 3 изложить в следующей редакции:

3) квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и выданный аккредитованным удостоверяющим центром, доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган)»;

б)    дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:

14) единое пространство доверия - совокупность взаимосвязанных доверенных сервисов, в которой обеспечивается признание подлинности электронной подписи при электронном взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц;

15) доверенные сервисы - сервисы, связанные с проверкой электронного документа, в том числе электронной подписи, а также с процессами аутентификации, авторизации и идентификации участников документооборота.»;

3)    часть 4 статьи 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) содержит информацию о времени подписания электронного документа.»

4)    часть 1 статьи 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной

электронной подписью может применяться без ограничений в любых правоотношениях, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации не установлен прямой запрет на использование электронных документов в таких правоотношениях.»;

5)    в статье 8:

а) наименование статьи после слова «Полномочия» дополнить словами «Правительства Российской Федерации и»;

6)    часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Требования к форме квалифицированного сертификата и правила его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

в)    дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1 Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации».

г)    часть 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) осуществляет техническое регулирование в сфере создания и развития единого пространства доверия»;

д)    пункт 6 части 3 после слова «реестры» дополнить словами выданных и аннулированных»

е)    в части 4:

пункт 1 после слова «реестров» дополнить словами «выданных и аннулированных»;

пункт 2 после слов «ведения реестров» дополнить словами «выданных и аннулированных»;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) требования к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей.»;

в) пункт 1 части 5 признать утратившим силу

6)    пункт 4 статьи 11 после слов «(если такие ограничения установлены» дополнить словами «владельцем квалифицированного сертификата)»;

7)    в статье 12:

а) пункт 1 части 2 изложить в следующей редакции:

«1) показывать лицу, осуществляющему создание электронной подписи, содержание информации, подписание которой производится. Средства электронной подписи могут показывать содержание такой информации как самостоятельно, так и с использованием дополнительных устройств отображения информации и/или программного обеспечения, связанных с ними логически, и позволяющих лицу, подписывающему информацию, получать доступ к ее содержимому в режиме реального времени;»;

б) пункт 1 части 3 изложить в следующей редакции:

«1) показывать содержание электронного документа, подписанного электронной подписью. Средства электронной подписи могут показывать содержание электронного документа как самостоятельно, так и с использованием дополнительных устройств отображения информации и/или программного обеспечения, связанных с ними логически, и позволяющие получать доступ к содержанию электронного документа в режиме реального времени;»;

8)    часть 7 статьи 13 после слов «порядок реализации функций удостоверяющего центра,» дополнить словами «не являющегося аккредитованным,»;

9)    в статье 15:

а)    часть 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Аккредитованный удостоверяющий центр предоставляет всем

участникам электронного взаимодействия доверенные сервисы, необходимые для организации юридически значимого электронного документооборота.»;

б)    часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан обеспечить любому лицу безвозмездный доступ с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего доступа к актуальному реестру выданных и аннулированных этим удостоверяющим центром квалифицированных сертификатов в любое время в течение срока деятельности этого удостоверяющего центра, если иное не установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.»;

в) пункт 2 части 4 после слов «в установленном порядке реестр» дополнить словами «выданных и аннулированных»;

10) в статье 16:

а)    пункт 1 части 3 изложить в следующей редакции:

«1) стоимость чистых активов удостоверяющего центра составляет не менее чем десять миллионов рублей;»;

б)    пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем пятьдесят миллионов рублей;»;

в)    дополнить часть 3 пунктом 5 следующего содержания:

«5) порядок реализации функций удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей, соответствует требованиям, установленным уполномоченным органом в области использования электронной подписи.»;

г)    часть 4 после слов «от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности» дополнить словами «с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».»;

д)    часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра или об отказе в его аккредитации. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения об аккредитации, уведомляет удостоверяющий центр о принятом решении и выдает свидетельство об аккредитации по установленной форме. Одновременно с выдачей свидетельства об аккредитации уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием информационной системы головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет или вручает удостоверяющему центру уведомление о принятом решении с указанием причин отказа в форме документа на бумажном носителе.

Аккредитованный удостоверяющий центр для заверения от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированный сертификат, созданный с использованием информационной системы головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган.»;

з) часть 7 после первого предложения дополнить предложениями два и три следующего содержания: «Указанные проверки производятся один раз в год, за исключением внеплановых проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Первая плановая проверка соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона осуществляется не позднее одного года с момента аккредитации удостоверяющего центра.»;

е) дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции головного удостоверяющего центра в отношении аккредитованных удостоверяющих центров, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

11)в статье 17:

а)    пункт 8 части 2 после слов (по требованию заявителя» дополнить словами: «-владельца квалифицированного сертификата).»;

б)    часть 2 дополнить абзацами следующего содержания:

«Ограничения, указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи,

устанавливаются исключительно владельцем квалифицированного

сертификата. Запрещается установление операторами информационных систем общего пользования обязательных ограничений в квалифицированном сертификате для использования в таких информационных системах.

Если владельцем квалифицированного сертификата является иностранный гражданин, требования пункта 3 части 2 настоящей статьи применяются только в том случае, если иностранному гражданину был в надлежащем порядке присвоен страховой номер индивидуального лицевого счета.

В случае отсутствия у такого лица страхового номера индивидуального лицевого счета, вместо него в сертификате указывается номер миграционного свидетельства. Срок действия сертификата при этом не может превышать срок действия миграционного свидетельства»;

12) дополнить часть 2 статьи 18 абзацем следующего содержания:

«Если заявителем является иностранный гражданин, требования пункта

1 части 2 настоящей статьи в части предоставления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования применяются только в том случае, если такому гражданину было в надлежащем порядке выдано страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. В случае отсутствия у такого лица страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, вместо него предоставляется миграционное свидетельство.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448;

2010,    № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4328) следующие изменения:

1) в статье 2:

а)    пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11) электронный документ - информация, которая создается, хранится, предоставляется и распространяется в виде электрических сигналов в форме, пригодной для восприятия человеком, в том числе по информационно-телекоммуникационным сетям или в информационных системах, и подписанная электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б)    пункт 11.1. признать утратившим силу.

Статья 3

Статью 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №31, ст. 417;

2011,    № 15, ст. 2038, ст. 3880; №29, ст. 4291; №30, ст. 4587; 49, ст. 7061;

2012,    3 31, ст. 4322) дополнить частью 5:

«5. Порядок идентификации заявителя в государственных информационных системах устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

 

Пояснительная записка

о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющих значение для оценки регулирующего воздействия к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

1. Краткое описание предлагаемого правового регулирования.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информационных технологиях, информации и о защите информации» и в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Указанные изменения определяют следующее:

Вводятся понятия единого пространства доверия, доверенных сервисов и новое понятие электронного документа в понятийный аппарат Федеральных законов «Об электронной подписи» и «Об информационных технологиях, информации и о защите информации».

Полномочия в части установления требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи и правила его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий техническое регулирование в сфере создания и развития единого пространства доверия, устанавливает требования к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей.

Предусматривается обязанность аккредитованных удостоверяющих центров в отношении участников электронного взаимодействия предоставлять всем участникам электронного взаимодействия доверенные сервисы, необходимые для организации юридически значимого электронного документооборота.

Законопроектом предусматривается изменение требований к аккредитации удостоверяющих центров, в том числе предлагается повысить требования к стоимости чистых активов организаций, претендующих на получение аккредитации удостоверяющего центра, а также увеличить размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр.

Устанавливается порядок получения электронной подписи иностранным лицом, имеющим страховой номер индивидуального лицевого счета или миграционное свидетельство.

Порядок идентификации заявителей в государственных информационных системах определяется Правительством Российской Федерации.

2.    Проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы.

Законопроект направлен на урегулирование вопросов, связанных с формированием единого пространства доверия, компетенцией государственных органов в части установления требований, предъявляемых к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, устранение пробелов в правовом регулировании в части установления правил заполнения такого сертификата и определения органа, ответственного за их установление, порядка получения иностранными лицами усиленной квалифицированной электронной подписи на территории Российской Федерации, совершенствование порядка осуществления организациями деятельности аккредитованных удостоверяющих центров и контроля за такой деятельностью, а также, в связи с большой значимостью деятельности аккредитованных удостоверяющих центров для построения системы юридически значимого электронного документооборота, на усиление требований к организациям, подающим документы на получение аккредитации удостоверяющих центров.

3.    Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Целью указанного законопроекта является формирование на территории Российской Федерации единого пространства доверия, устранение препятствий в применении электронной подписи для различных видов правоотношений, а также обеспечение эффективного функционирования удостоверяющих центров.

Законопроект разработан Минкомсвязью России во исполнение пункта 61 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. № 2369-р.

4.    Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменения порядка их реализации.

Законопроект закрепляет полномочия Правительства Российской Федерации по установлению требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также правила его заполнения. Кроме того, в рамках данного законопроекта предусматривается наделение уполномоченного федерального органа, определяемого Правительством Российской Федерации, полномочиями по осуществлению технического регулирования в сфере создания и развития единого пространства доверия. Также, в соответствии с указанным законопроектом, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий техническое регулирование в сфере создания и развития единого пространства доверия, наделяется полномочиями по установлению требований к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей.

5.    Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации.

Реализация прав и обязанностей государственных органов, предусмотренных в рамках законопроекта, выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета Российской Федерации и бюджетов иных уровней не повлечет.

6.    Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение существующих обязанностей.

Законопроект предусматривает обязанность аккредитованных удостоверяющих центров в отношении участников электронного взаимодействия предоставлять всем участникам электронного взаимодействия доверенные сервисы, необходимые для организации юридически значимого электронного документооборота, а также осуществлять реализацию функций удостоверяющего центра, его права и исполнение обязанностей в порядке, соответствующем требованиям, установленным уполномоченным органом в области использования электронной подписи.

7.    Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная оценка.

Субъектами предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, является неопределенное количество юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с созданием и выдачей сертификатов ключей проверки электронной подписи.

8.    Оценка    расходов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, связанных с необходимостью соблюдать закрепляемые за ними обязанности, либо с изменение содержания таких обязанностей.

Законопроектом предполагается повысить требования к стоимости чистых активов организации, претендующей на получение аккредитации удостоверяющего центра до 10 млн. руб., а также предусмотреть увеличение размера финансового обеспечения ответственности таких удостоверяющих центров за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр до 50 млн. руб.

9.    Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий.

Отсутствие изменений, предусмотренных законопроектом, может привести к невозможности формирования на территории Российской Федерации эффективной системы юридически значимого электронного документооборота, включая единое пространство доверия, а также затруднит взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

 

 

Оставьте свой отзыв:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие статьи:

 

Самое читаемое:

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

 

Новости в Twitter и Facebook

  подписка на новости в twitter              Подписка на новости facebook

Инструкции к программам

Инструкции к программам

Новые информационные технологии и программы